Дата: 05-10-15 14:23

Затянувшийся разгон: как взлетал "Атласджет Украина"

После года борьбы с чиновниками и в судах авиакомпания "Атласджет Украина" запустила первые регулярные рейсы. Впрочем, пока компания осваивает только турецкие направления, что же касается остальных рейсов, то пассажирам придётся подождать и, скорее всего, – долго.

Еще в июле глава Наблюдательного совета "МАУ" Арон Майберг решительно отвергал любые вопросы о конкуренции с украинской дочкой турецкой авиакомпании Atlas Global. "Атласджет" как авиакомпании на сегодня нет, а есть миф и бесконечные претензии и угрозы к МАУ. Лично мое мнение, я не верю. Я не могу понять их коммерческую логику. Когда они начнут летать, тогда мы увидим. Сейчас просто много шума", - утверждал он.

Шума действительно было много, а публичная перепалка между главой ГАС Денисом Антонюком и главой Одесской ОГА Михаелом Саакашвили на заседании "Госавиаслужбы" стоила первому даже должности. "Атласджет" таки получил назначения. После "замораживания" лоукостером WizzAir своей украинской дочки, властям был необходим запуск в стране нового авиаперевозчика и турки, которые стремились начать в Украине авиабизнес уже второй год, пришлись очень кстати.

Впрочем, "Атласджет" не оправдал надежды тех, кто рассчитывал на его быструю и тяжелую поступь по тлеющему украинскому авиарынку. Авиакомпания пошла мелкими шажочками, а реальная конкуренция с "МАУ" так и осталась по большей мере – заявленной целью к которой предстоит еще долгий и непростой путь. Не стали "атласы" и лоукостером с ценами уровня easyjet или Ryanair. Впрочем, руководство компании всегда подчеркивало, что бюджетная модель – это не их бизнес-стратегия.

Зайти на рынок с боем Работу на украинском рынке "Атласджет Украина" начинала в судах - нахраписто, смело и бескомпромиссно. Началось все еще в июле-августе 2014 года, когда авиакомпания судилась с МАУ по поводу назначений на маршруты. Вначале 2015 года очередное судебное разбирательство между "Международными авиалиниями Украины" (МАУ) и "Атласджет Украина" завершилось победой флагмана отечественного авиарынка. В соответствии с вынесенным решением, дочерняя структура турецкого Atlasjet теряла все полученные ранее назначения. Тогда генеральный директор Atlasjet Сергей Подгородецкий в интервью порталу ЦТС прямо заявил, что его авиакомпанию не пускают на украинский рынок.

Несмотря на то, что уже в 2015 году после публикаций новых правил назначения на маршруты, комиссия выдала перевозчику только 6 назначений из 29, на которые компания подавала заявки, в середине июля все же был выполнен первый рейс из Киева во Львов. Однако, точное расписание компания тогда пообещала огласить после того, как ГАС рассмотрит заявки на международные маршруты. Более того, тогда в компании говорили, что свернут деятельность и уйдут из Украины, если не получат ключевые для себя направления.

На следующем заседании комиссии ГАС, большинство заявок были удовлетворены, однако "Атласджет" все же отказалась от нескольких очень выгодных направлений в пользу МАУ, в том числе по направлению Одесса-Стамбул. На сегодняшний день у компании есть 25 назначений на маршруты, 23 из которых – международные.

И даже сейчас, когда был принят новый порядок выдачи направлений и компания начала выполнять регулярные полеты, окончательная точка в этом вопросе не поставлена. «Точка не поставлена, как я заявлял ранее, мы имеем больше доверия к Европейским судам, и не стараемся создавать «ожесточенное» сопротивление в Украинских судах, здесь все бесполезно, платить  «мзду» Украинским судьям за принятие решений нет смысла и это не наша фишка. Пускай мы потеряем время, но справедливость будет достигнута», - говорит Сергей Подгородецкий.

Первые рейсы Изначально планировалось, что "Атласджет Украина" начнет запускать рейсы в начале сентября, но открытие было перенесено на начало октября. Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук (представляет интересы авиакомпании) утверждал, что перенос начала полетов был связан с техническими причинами, в частности, турецкая компания Atlasglobal имеет собственную систему продаж ADS, и в столь короткий срок она не смогла заключить договоры и наладить работу в Украине. "Кроме того, мало времени для рекламной кампании, было принято решение перенести начало активных регулярных полетов", - сказал Гук. СМИ, ссылаясь на Сергея Подгородецкого, писали, что компания решила ориентироваться на спрос и сместила полеты на те даты, на которые были продажи.

Что касается выполнения рейсов в Россию, то авиакомпания не подавала запрос на согласование слотов в аэропорты РФ.

В ночь на 30 сентября Атласджет Украина» выполнила свой первый рейс по маршруту Харьков-Стамбул. Со дня регистрации авиакомпании  – до первого регулярного рейса прошло около двух лет. Вслед за рейсом Харьков-Стамбул, со 2 октября компания начала полеты на линии Запорожье – Стамбул, а с 25 октября должен стартовать рейс Львов-Стамбул. По словам Сергея Подгородецкого, продажи идут почти месяц, предварительная заполняемость на некоторых направлениях составляет до 64% и более.

«При этом, мы продолжаем выполнять обязательства по мокрому лизингу в Стамбуле на регулярных рейсах Турецкого Атласа (летаем в Европу и Азию), такая форма деятельности нам помогла продержаться на плаву, сохранить персонал компании, пока мы пытались обрести свои права в Украине. Планы по запуску внутренних рейсов мы не скидываем со счетов, запуск осуществим после того, как накатаем несколько международных направлений», - говорит генеральный директор авиакомпании.

Что касается выполнения рейсов в Россию, то авиакомпания не подавала запрос на согласование слотов в аэропорты РФ. "Изучаем ситуацию, проводим консультации. Бездумно бросаться и любой ценой занять рынок - этого однозначно не будет", - отмечает Сергей Подгородецкий. По его словам, сейчас авиакомпания сосредоточена на развитии рейсов в Стамбул, следующим этапом будет Италия и, возможно, Россия.

Эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий, отвечая на вопрос, закрепиться ли "Атласджет" на украинском рынке отмечает, что компания, безусловно, закрепиться на рынке, но будет ли развиваться дальше или останется только на турецких направления – будут решать акционеры. «Единственное препятствие для них, также как и для других перевозчиков Украины - большое количество ограничений на маршрутах и, зачастую, невозможность получения разрешений на выбранные перевозчиком маршруты полетов", - отмечает эксперт.


Источник информации: Центр Транспортных Стратегий

Поделиться ссылкой:  
 Tweet



Перепечатка материалов разрешается только при наличии гиперссылки на www.aviation.com.ua
Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено