Дата: 17-11-15 13:07

Крылья Музенидиса

Ellinair — греческая авиакомпания с российским налетом

В течение 2008–2014 годов на отечественном авиарынке для работы в интересах крупных туроператоров появились семь перевозчиков. Шесть из них зарегистрированы в России, а седьмой — авиакомпания Ellinair — в Греции. Сегодня авиаперевозчик, изначально созданный в интересах ведущей туркомпании на греческом направлении Mouzenidis Travel, пытается заработать как на клиентах материнской компании, так и на сторонних пассажирах.

Oтсчет ныне действующим авиакомпаниям, созданным с помощью туроператоров, можно вести с NordWind Airlines (2008 г.; на сегодняшний день преимущественно работает в интересах Pegas Touristik). Позже появились I Fly (2009 г.; Tez Tour), Metrojet (2012 г.; Brisco), Pegas Fly (2013 г.; Pegas Touristik), Royal Flight (2014 г.; Coral Travel) и Azur Air (2014 г.; Anex Tour). 

До 26.11.2015 авиакомпания МАУ дарит скидку 23%  на перелет!

На фоне спада пассажироперевозок на международных направлениях (23 млн чел. по итогам января–августа без учета стран СНГ; падение на 17% к аналогичному периоду 2014 г.) шесть этих авиакомпаний с российскими сертификатами эксплуатанта показывают разнонаправленную динамику. Если NordWind Airlines, I Fly, Metrojet и Pegas Fly за этот же период продемонстрировали снижение от 15 до 47%, то производственные объемы у вышедших на рынок только в прошлом году Royal Flight и Azur Air, в первую очередь благодаря эффекту низкой базы, увеличились на 52% и в 12 раз соответственно. Не испытывает проблем с ростом и появившаяся в 2013 г. авиакомпания Ellinair (эллины — самоназвание греков). За первые восемь месяцев перевозчик с греческим сертификатом эксплуатанта перевез в два раза больше пассажиров (135 тыс. чел.), чем за весь 2014 г. (69 тыс. чел.). В планах авиакомпании, базирующейся в салоникском аэропорту Македония (пассажиропоток в прошлом году — 4,95 млн чел; рост к 2013 г. на 22,5 %), нарастить парк и увеличить долю пассажиров, путешествующих самостоятельно.

Понт  

Ellinair входит в греческий холдинг Mouzenidis Group, основанный в 1995 г. понтийским греком Борисом Музенидисом (понтийцы — этническая группа греков, потомки выходцев из исторической области Понт на северо-востоке современной Турции). Согласно официальной биографии предпринимателя, родившийся в грузинском городе Цалка бизнесмен переехал на постоянное место жительства в Грецию только в 1992 г. (в возрасте 31 года).

Массовый выезд понтийцев из Закавказья начался в конце 80-х гг. из-за ухудшения экономической и политической ситуации в регионе. Второй по величине город Греции — Салоники, расположенный на севере средиземноморской страны, стал своего рода координационным центром понтийских греков.

Например, другой известный предприниматель Иван Саввиди (акционер аэропорта Ростов-на-Дону и Ростовского завода гражданской авиации № 412), так же как и Музенидис родившийся в Цалскском районе (единственное в бывшем СССР греческое административно-территориальное образование), в 2012 г. приобрел контрольный пакет акций одного из ведущих греческих футбольных клубов — ПАОК из Салоник.

Помимо Ellinair (гендиректор перевозчика — сын Бориса Музенидиса Янис) в холдинг Mouzenidis Group, ядром которого считается ведущий в России туроператор по Греции Mouzenidis Travel, входят еще несколько авиационных активов: Macedonia Airport Parking (оператор парковочного пространства в аэропорту Салоник), компания CSR Air Service (услуги грузовых авиаперевозок, брокерские услуги в бизнес-авиации) и VIP-зал в аэропорту Македония.

Стратегическим направлением развития Mouzenidis Group традиционно выступает Россия. По данным сайта туроператора, 34 офиса Mouzenidis Travel расположены в 29 городах нашей страны — от Калининграда до Новосибирска (для сравнения: на Украине — семь офисов, в Белоруссии и Казахстане — по три, в Сербии — два, еще в восьми странах, включая Молдавию, Латвию и Грузию, — по одному,  в самой Греции — 13).

Центральное представительство Mouzenidis Travel в России находится на территории Таганского района Москвы в трехэтажном особняке по Верхней Радищевской улице (на углу недавно появившейся улицы Высоцкого), где также расквартирована другая дочерняя компания империи Музенидиса — греческий православный паломнический центр "Солунь" (славянское название Салоник).

Экскурсию по офису "Авиатранспортному обозрению" проводит Михаил Карпов, директор по перевозкам Mouzenidis Travel и директор российского представительства Ellinair. В кабинете топ-менеджера, чья карьера в бизнесе чартерных перевозок стартовала на год раньше появления Mouzenidis Group и всегда была связана с Грецией, стоит модель самолета с большой надписью Mouzenidis, а в шкафу хранится его коллекция головных уборов пилотов авиакомпаний. Карпов гордится фуражками ныне не существующих "Авиалиний 400" (теперь Red Wings) и "Домодедовских авиалиний", давших импульс его хобби. "Сейчас в Ellinair воплощается мечта Mouzenidis Travel, а заинтересовавшей вас модели самолета, наверное, лет 10–15", — улыбается он.

Парк авиакомпании Ellinair

Тип ВС

Рег. номер

Зав. номер

Год выпуска

Дата поставки

Компоновка

Предыдущий эксплуатант

Примечание

Avro RJ85

(BAe 146-200)

SX-EMI

E2305

1997

12.2013

96

Brussels Airlines

Приобретены в собственность у Falco Regional Aircraft

SX-EMS

E2296

1996

05.2014

96

Boeing 737-300

LY-GGC

24492/1808

1990

05.2014

148

"АэроСвит"

Договор ACMI c Crand Cru Airlines (Литва)

LY-LGC

24365/1695

1989

AirExplore, Словакия

Airbus A319-100

SX-EMB

3705

2008

06.2015

144

Volaris, Мексика

Операционный лизинг через FPG Amentum

Сиртаки  

По данным системы бронирования Ellinair, на сегодняшний день пять самолетов молодого перевозчика, выкрашенные в цвета греческого флага, совершают регулярные рейсы из аэропорта Салоник (преимущественно) и Афин (столица Греции) в 29 аэропортов: 14 — в России, пять — в Греции, пять — на Украине, два — в Казахстане и по одному — в Грузии, Латвии и Турции.

На старте проекта в Mouzenidis Travel опасались, что с допуском Ellinair в Россию и Казахстан, в отличие от других стран присутствия на постсоветском пространстве, возникнут проблемы, но авиационные власти обоих государств отнеслись к новой европейской авиакомпании лояльно, все разрешения были выданы без особых препятствий, отмечает Карпов.

На ряде направлений Ellinair стала преемницей авиакомпании Astra Airlines, открывшей рейсы в Россию в интересах Mouzenidis Travel в начале этого десятилетия. Четырехдвигательные Avro RJ100 (BAe 146-300) греческого перевозчика, также базирующегося в Салониках, туроператору понравились.

"И сам самолет, и его характеристики нас устраивали, поэтому начать операционную деятельность Ellinair мы решили с эксплуатации чуть меньших Avro RJ85. Этот выбор был еще связан с тем, что авиакомпании предстояло закрыть потребности Mouzenidis Travel в авиаперевозках из российских городов с относительно небольшим потоком туристов — например, из Брянска, Воронежа и Ставрополя", — говорит Карпов.

В развитии перевозчика можно провести параллель с популярным танцем греческого происхождения сиртаки, хореография которого начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие. Главным донором Ellinair продолжает оставаться Mouzenidis Travel, но перед авиакомпанией поставлена цель заработать на внешних клиентах.

"Если на старте мы понимали, что Mouzenidis Travel не хватает провозных емкостей по целому ряду городов, например в Новосибирске, Перми или Уфе, то, наладив регулярную связь с ними, мы практически сразу, но не во вред туроператору, стали выставлять часть билетов в свободную продажу через все возможные GDS, — рассказывает Михаил Карпов. — Такой подход стал особенно актуален, когда в России стал рушиться travel-рынок. Если Mouzenidis Travel нужна дополнительная провозная емкость, то мы ее изымаем из свободной продажи, если снижаются продажи туров — делаем наоборот. Такие своего рода управляемые качели помогают нам развиваться на фоне тяжелых экономических условий в Греции и России".

Важной составляющей операционной деятельности Ellinair стали открытые в 2015 г. внутригреческие рейсы. Помимо наиболее популярной авиалинии Афины—Салоники, ВС перевозчика выполняют регулярные рейсы, например, на греческие острова Закинф и Корфу. 

"Развивая "регулярку" внутри Греции, мы даем возможность пассажирам побывать на греческих островах через удобные стыковки в Салониках. Тем самым мы дополнительно помогаем бизнесу Mouzenidis Travel", — говорят в Ellinair. По итогам января–августа во внутреннем сообщении рейсами Ellinair воспользовалось 55 тыс. чел. (41% от общего пассажиропотока). 

"На сегодняшний день перед нами не стоит задача занять ту или иную долю рынка, наша цель — крепко и красиво встать на ноги", — комментирует Карпов.

Суммарная провозная емкость перевозчика сейчас составляет 632 кресла экономического класса. Летом парк Ellinair пополнил наиболее молодой самолет — 144-местный Airbus A319. Карпов ожидает, что до конца года во флот греческого перевозчика добавится еще одна машина этого типа, а в первой половине 2016 г. в Ellinair в рамках прямого договора с европейским авиапроизводителем ждут два Airbus A320 с вторичного рынка.

Без учета рейсов внутри Греции на долю Ellinair приходится 44% туристов, пользующихся услугами Mouzenidis Travel. В этом году лидирующий туроператор по Греции пользовался услугами авиакомпаний NordStar, "ВИМ-авиа", "Саратовские авиалинии" и др.

"У нас есть желание перевозить больше пассажиров в интересах Mouzenidis Travel, но не в ущерб интересам холдинга в целом. Например, в Белоруссии мы не намерены мешать "Бел­авиа". Необходимости завести Ellinair в каждый регион присутствия туроператора у нас нет", — замечает Михаил Карпов. Он говорит, что потенциал греческого направления для России практически исчерпан. В 2016 г. Ellinair намерена открыть рейсы из Польши, Венгрии, Румынии и Сербии, а через год — прийти в Китай.    

Самолеты Avro RJ85 позволили Mouzenidis Travel выйти в регионы с небольшим количеством туристов


Джерело інформації: "Авиатранспортное обозрение" (АТО)

Подiлитись посиланням:  
 Tweet



Передрук матеріалів дозволяється тільки за наявності гіперпосилання на www.aviation.com.ua
Передрук, копіювання, відтворення або інше використання матеріалів, у яких міститься посилання на агентства УНІАН, Інтерфакс-Україна, суворо заборонено. Позиція адміністрації може не співпадати з думками авторів, які публікують статті.