Дата: 18-11-16 10:19

Тони Фернандес: "Нужно мечтать и стремиться"

В небольшом помещении, больше похожем на подсобку, он сидит на обыкновенном офисном стуле и, шутя, рассказывает, как воплотил в жизнь свою детскую мечту и стал миллионером. На нем белая рубашка, джинсы и кроссовки. Невзрачный серый пиджак небрежно наброшен на плечи, на столе — фирменная красная бейсболка с корпоративной символикой и бейджик участника бизнес-форума "Атланты". Он — глава крупнейшего азиатского лоукостера AirAsia. Он — Тони Фернандес.

Продажа авиабилетов! ВЫГОДНО!

"Мы откроем полеты в Россию! Я поручил своим менеджерам решить этот вопрос в течение полугода. Может, они начнут меня убеждать, что так быстро не получится. Но мы будем стараться, — именно такое заявление сделал Тони Фернандес, глава крупнейшего во всей Азии малайзийского лоукостера AirAsia, во время своего визита в Москву. — Это мой первый приезд в Россию, но не последний! В Москве мне очень понравилось. Я вижу огромный потенциал для развития здесь низкотарифных перевозок".

Тони Фернандес, Air AsiaТони Фернандес,

глава Air Asia

Тони Фернандес отмечает, что Россия и Малайзия очень похожи — большие расстояния, большое количество населения. "В таких странах должны появляться новые авиакомпании, и это должны быть лоукост-авиакомпании. Остальное не имеет смысла. Мне приходит много сообщений в Фейсбуке: "Пожалуйста, начните летать в Россию!" И я подумал, почему бы и нет? Я получил уже четыре письма с предложением встретиться и обсудить возможное сотрудничество. Нельзя терять время!" По словам Фернандеса, полеты в Москву для начала будут открыты из Бангкока (Таиланд) и Куала-Лумпура (Малайзия). "Но Россия не ограничивается только столицей, еще есть Санкт-Петербург, Владивосток, Сочи, другие города. Полеты во Владивосток, например, можно выполнять из Токио (Япония)", — говорит он.

"Есть тонкая грань между гениальностью и идиотизмом"

"На меня произвела большое впечатление попытка Фредди Лэйкера создать трансатлантическую низкотарифную авиакомпанию Laker Airways. А на создание азиатской лоукост-авиакомпании меня вдохновили Ryanair и EasyJet. Мне было тридцать четыре, когда я решил рискнуть. Я подумал, что, если у меня не получится, я вернусь к обычной жизни — стану бухгалтером или найду какую-то другую работу. Я вдруг понял, что если не попробую, то в пятьдесят пять я буду жалеть об этом. Я люблю музыку, кино, гоночные автомобили, но пришло время воплотить в жизнь детскую мечту".

Тони Фернандес, малайзиец индийского происхождения, родился 30 апреля 1964 года. Когда ему было шесть лет, он заявил отцу, что хочет возглавить авиакомпанию. На что отец съязвил: "Хм, я буду счастлив, если ты сможешь пройти мимо швейцара в Хилтоне и он не остановит тебя". Тони говорит, что на всю жизнь запомнил эту фразу.Тони ФернандесКарьеру в авиаотрасли Тони Фернандес начал в 2001 году, выкупив за 25 центов перевозчика, на балансе которого числились долги на 11 млн долларов

Фото: ATO.ru

В 2001 г. Тони Фернандес покинул пост вице-президента по Юго-Восточной Азии американской звукозаписывающей студии Warner Music, в которой проработал 12 лет, заложил свой дом, кое-как нашел партнера и за 1 ринггит (примерно 25 центов) выкупил у правительства Малайзии дышащего на ладан авиаперевозчика со всеми его долгами — около 11 млн долл. Тони Фернандесом двигала мечта создать авиакомпанию, которая будет приносить не только выгоду, но и пользу людям. "Мы запустили AirAsia 8 сентября 2001 г., за два дня до терактов в Нью-Йорке. Потом наступил глобальный спад перевозок, и меня тогда спрашивали, действительно ли я хочу этим заниматься? Но я не стал отказываться, ведь люди все равно летают и будут продолжать летать". Через два года компания вышла на прибыльность.

"Маркетинг у меня в крови! Моя мать запустила преуспевающее предприятие по продаже пластиковой посуды Tupperware в Малайзии"

"Когда мы начинали работу в 2001 г., у нас было всего два самолета Boeing 737, а в Малайзии летало лишь 6% населения. Сейчас у нас 205 самолетов, и летает 29% населения. В первый год мы перевезли 200 тыс. пасс., в этом году будет 60 млн. Уже восемь раз нам присуждали звание лучшего лоукостера. Мы решили летать туда, где раньше в принципе не было авиарейсов. Лоукост-перевозки делают людей ближе".

Слоган AirAsia — Now everyone can fly.

Контекст: Отец Тони Фернандеса — врач, приехал в Малайзию из Индии (Гоа), мать — смешанного индийско-португальского происхождения (народность кристанги). Тони Фернандес, как послушный сын, тоже должен был стать врачом. До 12 лет учился в школе в Малайзии. С 13 до 18 — в британском Epsom College, а затем поступил в London School of Economics и окончил ее, получив специальность бухгалтера.

"Когда я учился в Лондоне, очень скучал по дому. Однажды я позвонил маме и сказал, что хочу приехать на каникулы, но она ответила, что билет очень дорогой, поэтому пока такой возможности нет. Я тогда подумал, что когда-нибудь слетать из Лондона в Куала-Лумпур будет дешево. И вот когда AirAsia запустила этот рейс, я специально приехал к школе, в которой учился много лет назад, и оттуда на такси поехал в аэропорт и улетел в Малайзию. В самолете несколько малайзийских студентов поблагодарили меня за появление этого рейса. Это был очень трогательный момент для меня. Нужно мечтать и стремиться".

AirAsia Group — крупнейший азиатский лоукостер по количеству перевезенных пассажиров (55 млн пасс. в 2015 г., прогноз на 2016 г. — 60 млн пасс.). Суммарный парк группы — 205 ВС — составляют 175 самолетов семейства A320 и 30 A330. Головная авиакомпания AirAsia в Малайзии эксплуатирует 80 самолетов семейства A320, дочерние компании открыты в Таиланде (49 A320, 6 A330), Индонезии (22 A320, 2 A330), на Филиппинах (13 A320), в Индии (7 A320) и Японии (2 A320).

Также в группу входит авиакомпания AirAsia X, которая специализируется на выполнении дальнемагистральных рейсов. В долгосрочных планах компании — довести парк до 500 ВС, увеличивая его численность в среднем на 20 самолетов в год.

"Конкуренция — это хорошо, люблю конкуренцию. Она заставляет двигаться вперед. Сейчас нас поджимают Lion Air в Индонезии и Cebu Air на Филиппинах. Но мы учимся у них, учимся быть лучше. Не я придумал лоукост-модель, но я узнал кое-что от Ryanair, кое-что от EasyJet. В EasyJet больше улыбаются пассажирам, чем в Ryanair, мне тоже нравится такой подход. И я продолжаю узнавать новое и учиться не только у конкурентов, но и у всех авиакомпаний. То, что делает Emirates, — потрясающе! Можно летать в любую точку мира с остановкой в Дубае. Мы делаем похожее: по всей Азии с одной остановкой. Я работаю над созданием хаба. Сейчас 80% трафика AirAsia идет через наш хаб в Куала-Лумпуре. Никто из лоукостеров еще не делал такого! Наш новый хаб будет в Индонезии ,в Джакарте".

"AirAsia Х — это та же самая авиакомпания AirAsia, только на стероидах, — шутит Фернандес. — Иначе дальнемагистральный лоукост не получится"

"Чтобы быть настоящим лоукостером, надо быть по-настоящему активным, чтобы быть полносервисной авиакомпанией, надо предоставлять соответствующий сервис высокого класса. Быть лоукостером — значит понимать, насколько сильно можно ущемлять пассажиров. Мы — ультралоукостер. У нас один класс обслуживания, пассажирам приходится платить за все. Но у них всегда есть выбор, за что платить".

"Будущее за технологиями. Они существенно упрощают жизнь пассажирам и ускоряют процесс обслуживания в аэропорту. Надо делать организацию полетов более простой — обработку багажа, прохождение паспортного контроля и т. д. Это принесет больше прибыли авиакомпаниям. Наши пассажиры могут регистрировать багаж самостоятельно: они сами печатают багажные бирки и клеят их на свои чемоданы".

Но секрет успешного бизнеса не в технологиях, а в отношениях, которые выстроены между сотрудниками компании.

"Персонал — вот самый важный актив любой компании"

"Многие считают, что я хочу повторить успех Ричарда Брэнсона. Не поймите меня неправильно — мы с Ричардом давние друзья, но я не пытаюсь идти по его следам и уж точно не мечтаю о полете на Луну. Мне гораздо интереснее выпить пива на Красной площади. Вообще, я думаю, что на Луне делать нечего".

В 2010 г. Тони Фернандес выиграл пари, заключенное с Ричардом Брэнсоном, основателем авиакомпании Virgin Airlines. Поспорили они, чья команда "Формулы-1" выступит лучше по итогам сезона. Virgin британского миллиардера заняла 12-е место, уступив команде Team Lotus, принадлежавшей Фернандесу, которая стала 10-й. В результате проигравший Брэнсон работал стюардессой на рейсе AirAsia. Причем именно стюардессой — он надел форму (юбку, блузку), побрил ноги и накрасил губы. Самолет летел из Австралии в Малайзию и в течение шести часов Брэнсон подавал напитки и еду, а также извещал пассажиров о взлете, посадке и высоте полета. Фернандес все это время находился в салоне в качестве пассажира и по окончании рейса уволил Брэнсона, признав, что тот работал просто ужасно и умышленно пролил на него апельсиновый сок.

Ричард Брэнсон в форме стюардессы и Тони ФернандесПроиграв спор Тони Фернандесу, основатель Virgin Airlines Ричард Брэнсон был вынужден обслуживать его, переодевшись стюардессой

Фото: AirAsia

"Помню, как мы познакомились. После окончания университета я рассылал резюме, но если мне и отвечали, то в основном отказывали. Иногда я даже бывал на собеседованиях, но и там мне отказывали. Однажды я пришел на собеседование в Virgin Records, и там тоже, как можно догадаться, получил отказ. Уже выходя из здания, столкнулся в дверях с Ричардом. Я мог бы повести себя как обычный стеснительный азиат, но вместо этого подошел, протянул руку и сказал: "Здравствуйте, Ричард, я из Малайзии". Он остановился и удивленно спросил, что я тут делаю. Завязался диалог, мы пошли выпить кофе, в результате я получил работу. А через пару лет Брэнсон создал авиакомпанию Virgin".

"Я очень люблю приезжать в аэропорт и смотреть на самолеты, на людей — провожающих или встречающих. Особенно я люблю терминал 3 в лондонском Хитроу, откуда я летал домой, пока учился. Когда я в первый раз ребенком прилетел в Хитроу, я впервые увидел такой большой аэропорт и такое количество белых людей. Сейчас я говорю своей дочери: "Тебе проще — ты прилетаешь в Хитроу, и там в основном индийцы, как мы".

"В Москве мне очень понравилось. Это мой первый приезд в Россию. И, конечно же, не последний! Передайте "Аэрофлоту", что я еще вернусь".

Количество пассажиров, перевезенных AirAsia в 2001–2015 гг. и в 2016 г., млн чел.

Количество пассажиров, перевезенных AirAsia в 2001–2015 гг. и в 2016 г., млн чел.

Авиаперевозки AirAsia Group

Авиаперевозки AirAsia Group

Джерело інформації: "Авиатранспортное обозрение" (АТО)

Подiлитись посиланням:  
 Tweet



Передрук матеріалів дозволяється тільки за наявності гіперпосилання на www.aviation.com.ua
Передрук, копіювання, відтворення або інше використання матеріалів, у яких міститься посилання на агентства УНІАН, Інтерфакс-Україна, суворо заборонено. Позиція адміністрації може не співпадати з думками авторів, які публікують статті.