Дата: 09-02-18 12:26

Взлетная полоса: чему и как учат в школе бортпроводников

Они умеют угадывать желания, могут принять роды и всегда идеально выглядят. ТАСС рассказывает, что еще изучают будущие стюардессы

Десять утра, проходная офиса "Аэрофлота". Людей немного, и можно разглядеть каждого. Через турникеты проходят девушки — бежевые плащи, яркие платки, красные туфли на низком каблуке. Не сразу понимаешь, что это не стиль, а униформа: так выглядят стюардессы одной из крупнейших авиакомпаний страны. Наши героини еще только мечтают о форме, но уже делают все, чтобы ее надеть.  

Подарки и сувениры с авиационной тематикой --->>>

При аварийной ситуации нужно уметь спуститься по надувному трапу
При аварийной ситуации нужно уметь спуститься по надувному трапу
© Станислав Красильников/ТАСССпасать жизни

С высокой надувной горки скатывается девушка: вытянутые руки и ноги, сжатые кулачки, прямая спина. Если бы не напряженная поза, это было бы похоже на парк аттракционов или ледяную гору для детей. На самом деле это аварийный трап самолета. В случае внештатной ситуации пассажирам объяснят, как им пользоваться, и проведут эвакуацию. Неподготовленный человек может вывихнуть на этой "горке" руку или ногу, но когда нужно успеть спасти жизнь, это кажется не очень важным.

Если самолет сядет на воду, экипаж должен подать сигнал бедствия
Если самолет сядет на воду, экипаж должен подать сигнал бедствия
© Станислав Красильников/ТАССОБ АВИАШКОЛЕ "АЭРОФЛОТА"
  • Авиашкола "Аэрофлота" — частное образовательное учреждение. Обучение здесь платное.
  • Обучение длится три месяца, пять дней в неделю, восемь часов в день. Есть также онлайн-уроки, которыми студенты занимаются дома.
  • Обязательные требования — высшее образование, английский язык и положительное заключение медкомиссии. Есть также ограничения по возрасту, росту и размеру одежды. 

В соседнем зале — бассейн. Здесь отрабатывают еще более сложный сценарий — посадку самолета на воде. Студенты резко двигают руками и ногами, поднимают фонтаны воды. Это не игра — так нужно подавать сигнал бедствия для вертолета. За занятие ученики проводят в бассейне не меньше часа, успевают замерзнуть и устать. Но в случае реальной катастрофы это время может увеличиться в разы.      

То, чему здесь учат, при хорошем раскладе может никогда не понадобиться. У сотрудника авиашколы "Аэрофлота" Татьяны Титовой за 32 года полетов не было ни одной внештатной ситуации. Но бортпроводник должен уметь все: и помочь выбраться из загоревшегося самолета, и принести чай, и даже принять роды — этому здесь тоже учат. "Наша главная миссия — забота о людях, — говорит Татьяна. — Сначала заботишься о пассажирах, а потом переносишь это в обычную жизнь. Я всегда всех пропускаю вперед и открываю всем двери. А когда лечу куда-то как пассажир, то и дело себя останавливаю: не надо вставать, на тебе сегодня нет формы!"

Предвосхищать просьбы 

Кроме специфических умений — сделать искусственное дыхание, вытащить из кабины потерявшего сознание пилота, привлечь внимание спасателей — есть и то, что бортпроводник делает в каждом полете. Это сервисное обслуживание: принести еду и напитки, подать плед, чем-то помочь в мелочах. Но от этих "мелочей" зависит комфорт пассажиров и их впечатление от полета. Поэтому подачу салфеток или чашек студенты отрабатывают по многу раз. 

— Дима, вам удобно так держать полотенца? Забыли, как надо? А вы сделайте так, чтобы было удобно и красиво. Ой, нет, так полотенце в ванной висит! Дима, как вы попросите пассажира передать скатерть?

— Вот ваши скатерти?..

— Моя скатерть дома! Надо, может быть, попросить о чем-то?

— Извините, могу я попросить вас помочь?

— Вот так гораздо лучше.

Комната изображает салон самолета — вот эконом-класс, вот бизнес. Разыгрывается обычный полет. Занятие идет восемь часов, и так — три дня подряд. Это уже практика: в теории все правила студенты выучили давно. Эти правила не всегда очевидны. Например, разговаривая с пассажиром, надо не наклоняться, а приседать, и всегда поворачиваться к нему лицом. Еще нельзя заходить в зону пассажирского кресла — это нарушает личное пространство. Нужно находить баланс: не "стоять над душой" с вопросами о чае и кофе, но поддерживать зрительный контакт и всегда быть наготове.

"Нас учат предвосхищать просьбы, — рассказывает студентка Яна. — Я вижу, как человек потер плечо, и понимаю, что ему прохладно. И сразу предлагаю ему плед сама. Люди часто стесняются попросить о чем-то. А ты незаметно выполняешь его невысказанную просьбу".

Яна — редактор, но работала официанткой и продавщицей и давно хотела летать. У всех студентов школы уже есть своя профессия: высшее образование — одно из требований при поступлении. Так что обращаться с пассажирами здесь учатся экономисты, товароведы и врачи. Кстати, медицинское образование при поступлении считается большим плюсом: хоть будущих бортпроводников и учат оказывать помощь, квалифицированный врач на борту всегда может быть полезен.

Родители Инны — медики, поэтому она выучилась на стоматолога: это не обсуждалось. Но поработав по специальности, решила сменить белый халат на униформу. "С бормашиной мне было скучно, — объясняет она. — А здесь ты никогда не знаешь, куда и с кем полетишь — даже о команде узнаешь за три часа до вылета".

В качестве тренажеров здесь стоят фрагменты настоящих лайнеров, отлетавших свое
В качестве тренажеров здесь стоят фрагменты настоящих лайнеров, отлетавших свое
© Станислав Красильников/ТАСС

Студенты говорят, что даже в университете учиться было проще: очень уж обширная программа. Но оно того стоит: здесь учат тому, что больше не узнаешь нигде. "Как вести себя с незнакомыми людьми, как выходить их конфликтных ситуаций… Я считаю, это нужно в школе преподавать", — рассказывает Евгения. Еще один важнейший навык — общение с людьми с ограниченными возможностями. "Если перед нами человек в инвалидной коляске, мы часто считаем, что нужно схватить эту коляску, толкать ее, помогать, хватать за руки… А это не так. Мы этим можем человека сильно смутить, — говорит Яна. — У большинства людей есть привычка навязывать помощь. Нас здесь научили, что это неверно. Человеку нужно оказывать только те услуги, в которых он действительно нуждается, и которым он рад".

Радовать глаз

На вопрос, какой должна быть идеальная стюардесса, здесь отвечают: "Красивая, но с характером мужчины". То есть стойкая, четкая, с быстрой реакцией в экстремальных ситуациях. Хотя, конечно, можно поспорить о том, действительно ли это мужские качества. Впрочем, тренеры добавляют: на этой работе пол не важен. Но среди студентов почти все — девушки.

На занятиях форму студентам не выдают. Но молодые люди приходят в пиджаках и галстуках, девушки — в платьях или блузках. Это — часть подготовки: надо тренироваться всегда быть "при параде".

"Проводник должен быть красивым и уверенным, потому что это успокаивает пассажиров, — говорит сотрудница авиашколы Татьяна Титова. — У нас прописано, какими должны быть украшения, прическа, макияж. А макияж обязателен даже для первых красавиц: в самолете искусственное освещение, и без него лицо будет выглядеть бледным".

Глядя на Татьяну, хочется выпрямить спину, приподнять подбородок и сложить руки на коленях. На стуле она сидит так, словно сдает экзамен в балетное училище. Студенты здесь учатся тому же: осанка и плавность движений важны не меньше улыбки и убранных волос. На первых этапах ребят учат демонстрировать аварийно-спасательное оборудование, и это похоже на урок танцев: "Руки держим ровно! Пальцы расставлены! Небольшой поворот, полкорпуса влево и в исходное положение…" Здесь это в шутку называют производственной гимнастикой, а ставил этот "номер" хореограф. "Бортпроводники должны контролировать то, как выглядят со стороны, — говорит Яна. — Нам советуют снимать наши тренировки на видео, потому что часто мы не понимаем, как выглядим со стороны. Нам кажется, что мы радостно улыбаемся, а в голову закралась нехорошая мысль — и все написано на лице".

"Я говорю своим молодым коллегам: каждый ваш выход — это выход на сцену. Причем если артисты работают по сценарию, то мы — без, — рассказывает Татьяна Титова. — Никто не может предугадать, какой сценарий будет в этом рейсе. Поэтому вы всегда должны выглядеть красиво. И наши гости не должны знать, как для них создается праздник: пусть это останется за кулисами".  

Бэлла Волкова, Ольга Махмутова


Джерело інформації: ТАСС

Подiлитись посиланням:  
 Tweet



Передрук матеріалів дозволяється тільки за наявності гіперпосилання на www.aviation.com.ua
Передрук, копіювання, відтворення або інше використання матеріалів, у яких міститься посилання на агентства УНІАН, Інтерфакс-Україна, суворо заборонено. Позиція адміністрації може не співпадати з думками авторів, які публікують статті.