Дата: 01-03-18 12:12

Авиакомпании получат на борту 5G-интернет

Европейский авиастроитель Airbus, американский авиаперевозчик Delta Air Lines, коммуникационная компания Sprint, интернет-провайдер OneWeb и телекоммуникационный сервис Bharti Airtel создали объединение Seamless Air Alliance для обеспечения авиапассажиров более качественным высокоскоростным интернетом. Рассматривается внедрение технологии 5G, которая должна обладать повышенной пропускной способностью по сравнению с 4G, говорится в совместном заявлении сторон.

В случае успешной реализации проекта пассажиры получат более высокую скорость Интернета в полете по более низкой цене. Преимущества получат и участники авиаотрасли: такой шаг должен сократить их затраты на предоставление высокоскоростного Интернета на борту, связанных с приобретением, установкой и эксплуатацией оборудования для обмена данными. Этого предполагается достичь благодаря созданию интеграционной системы, единых требований совместимости, увеличения уровня доступности для пассажиров и простой, встроенной системе оплаты услуг.

Футболки, кепки, чашки с оригинальным принтом --->>>

При благоприятном разрешении технических вопросов старт проекту будет дан в 2019 г., считают в Sprint. Однако эксперты считают, что более вероятно технология будет доступна пассажирам в 2020 г., пишет Financial Times.

Как пишет издание Wall Street Journal, альянс фактически инициировал работы по обновлению глобальных стандартов для бортовой связи. На Всемирном конгрессе мобильной связи в Барселоне союз объяснил преимущества возможных изменений. Так, мобильные операторы во всем мире смогут предоставлять своим клиентам доступ к сети непосредственно на борту самолетов, что позволит пассажирам использовать свои телефоны, планшеты или другие устройства для беспрепятственного подключения к Интернету. Таким образом, путешественники смогут быстрее выходить в сеть, избегая процесса аутентификации устройств и необходимости использования кредитных карт для оплаты подключения.

Концепция все еще находится на ранних стадиях развития. Скорее всего, она потребует времени для разработки необходимой аппаратуры и программного обеспечения. Кроме того, необходимо будет получить соответствующие одобрения регуляторов.

Члены ассоциации надеются на привлечение новых участников. Известно, что интерес к внедрению 5G уже проявил провайдер спутниковой связи Gogo.

Авиакомпании по всему миру демонстрируют интерес к обеспечению своих пассажиров доступом в сеть. Сейчас беспроводным Интернетом оборудованы 43% располагаемых провозных емкостей у 82 авиакомпаний. В 2017 г. этот сервис внедрили 12 перевозчиков. При этом авиакомпании операторы вынуждены бороться с постоянными жалобами пользователей на высокие цены, низкую скорость и нестабильную работу сети.

Провайдеры Интернет-связи предлагают новые возможности оборудования авиатранспорта. Так, SITA OnAir ("дочка" компании SITA, создающая системы для обеспечения мобильной связи в полете) объявляла о разработке технологии высокоскоростного широкополосного доступа к Интернету стандарта 3.5G. В дальнейшем SITA OnAir планирует перейти на стандарты 4G/5G.

Отметим, что наличие мобильной связи и доступ к онлайн-сервисам уже до такой степени вошли в привычку, что человек, который забыл дома смартфон, чувствует себя крайне неуютно и постарается по возможности за ним вернуться. Соответственно, воздушный транспорт — это одно из немногих телекоммуникационных белых пятен, где связь либо отсутствует вообще, либо ограничена ценой и скоростью соединения. Очевидно, что долго так продолжаться не может, и можно с уверенностью утверждать, что максимум в течение 10 лет все самолеты будут оснащены доступом в интернет, а ведущие авиакомпании мира справятся и за пять лет.

В этом плане создание нового консорциума очень симптоматично — поскольку задачу все равно нужно так или иначе решать, то лучше взять за основу наиболее перспективное поколение мобильной связи — 5G и предложить отрасли воздушных перевозок стандартизированное решение. На сегодняшний день для сетей пятого поколения нет никаких общепринятых стандартов, в основном ведутся исследовательские работы, и кое-где началась опытная коммерческая эксплуатация отдельных решений — например, на Олимпийских играх в Корее. Принципиальное отличие поколения 5G заключается в переходе из сантиметрового диапазона волн (поколение 4G) в миллиметровый, то есть на частоты порядка десятков гигагерц.

Это порождает ряд преимуществ и, естественно, некоторые вопросы. Главные преимущества — практически более высокая пропускная способность сети (что, в соответствии с теоремой Шеннона-Котельникова определятся более высоким частотным диапазоном) и более компактное оборудование (в частности, миниатюрные антенны). Поэтому у поколения 5G большие перспективы для развития концепции Интернета вещей. Радиоволны гигагерцового диапазона распростаняются как свет — в пределах прямой видимости, кроме того, в воздухе они довольно сильно поглощаются. Отчасти это дает преимушества, поскольку появляется возможность для бесконфликтной работы в одном частотном диапазоне большого количества близкорасположенных устройств, отчасти порождает вопросы и проблемы, поскольку требует более высокой плотности расположения базовых станций, а в дождливую погоду распространение гигагерцовых волн на большое расстояние и вовсе становится проблематичным. Также пока нет абсолютной ясности о влиянии гигагерцового излучения на здоровье. Как известно, микроволновые печи работают на частоте около 10 ГГц (считается, что на этой частоте происходит хорошее поглощение молекулами воды), так что воздействие на ткани мощного гигагерцового излучения вполне очевидно. Однако современные домашние wi-fi-роутеры безопасно работают на частоте 5 ГГц, а сети пятого поколения будут разворачиваться на частотах в несколько десятков ГГц, так что при малых мощностях все должно быть безопасно, хотя вопрос наверняка потребует дальнейшей проработки.

Любопытен и состав консорциума. Европейская компания Airbus, один из двух мировых лидеров самолетостроения, в особом представлении не нуждается. Американская авиакомпания Delta Air Lines на сегодня занимает второе место в мире по кресельной емкости и частоте полетов, в 2017 г. она перевезла около 180 млн пасс. — почти вдвое больше, чем вся гражданская авиация России. К крупнейшим самолетостроителю и авиакомпании добавился индийский провайдер мобильной связи Bharti Airtel, который работает в 16 странах и занимает третье место в мире по количеству клиентов — более 394 млн пользователей по состоянию на конец 2017 г. Американская телекоммуникационная компания Sprint имеет около 55 млн клиентов и активно развивает телекоммуникационные сервисы. Наконец, OneWeb — это телекоммуникационный стартап, планирующий к 2027 г. развернуть группировку низкоорбитальных спутников связи для обеспечения недорогого доступа в интернет по всему миру. Очевидно, что спутниковый оператор — необходимый участник, поскольку только через него можно обеспечить устойчивую связь с самолетами.

В таком представительном составе консорциум Seamless Air Alliance имеет все возможности для того, чтобы разработать, испытать, сертифицировать и предложить отрасли авиаперевозок единое стандартизированное решения для обеспечения воздушных судов мобильной связью нового поколения. Впрочем, учитывая востребованность темы, нельзя исключать, что у консорциума появятся конкуренты, которые предложат альтернативные варианты.


Источник информации: "Авиатранспортное обозрение" (АТО)

Поделиться ссылкой:  
 Tweet



Оригинальные подарки авиационной тематики


Перепечатка материалов разрешается только при наличии гиперссылки на www.aviation.com.ua
Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено