Дата: 10-04-18 10:49

Евгений Хайнацкий, гендиректор SkyUp Airlines: -"Мы скорректировали наш бизнес-план в сторону более быстрого развития"

На украинском авиарынке готовится появиться еще один игрок – авиакомпания SkyUp, которая находится в процессе получения сертификата эксплуанта. В преддверии начала полетов этого перевозчика его гендиректор Евгений Хайнацкий дал большое интервью ATO.ru, в котором подробно рассказал о стратегии развития оператора, о планах по парку и маршрутной сети, об аэропортах, из которых будет летать авиакомпания, об особенностях огранизации авиаперевозок на Украине, о неудовлетворенном спросе на авиаперевозки в стране и о многом другом. 

Евгений Хайнацкий, гендиректор SkyUpЕвгений Хайнацкий,
гендиректор SkyUp Airlines

- Евгений Болеславович, расскажите, пожалуйста, остаются ли в силе заявления менеджмента SkyUp о том, что авиакомпания будет готова к полетам в апреле? До сих пор у авиаперевозчика нет ни сертификата эксплуатанта, ни воздушных судов. Когда авиакомпания их получит?

- Процесс сертификации непосредственно связан с поставками самолетов. Для того чтобы ускорить поставку самолетов, в середине марта мы подписали контракт с корпорацией Boeing, в соответствии с которым в середине апреля к нам прилетят два Boeing 737-800 Next Generation 2013 г. выпуска. После этого мы получим регистрационные номера для этих самолетов, проведем демо-полеты и процедуру приема ВС. И только после всего этого Государственная авиационная служба Украины выдаст нам сертификат эксплуатанта. Мы разработали с ведомством план-график сертификационной проверки, чтобы она заканчивалась к моменту прибытия самолетов на Украину. Все это произойдет в апреле.

- Права на выполнение полетов Госавиаслужба выдает ежемесячно, в конце каждого месяца. SkyUp успеет после получения сертификата аксплуатанта подать свои запросы, чтобы успеть начать полеты во время майских праздников?

- В соответствии с вышеуказанным графиком мы планируем получить сертификат эксплуатанта и лицензию к 18-19 апреля.

- Уточните, пожалуйста, насчет контракта с Boeing. Правильно я понимаю, что сотрудничество с этой корпорацией не будет ограничиваться только покупкой в 2023-2024 гг. Boeing 737MAX-10 и Boeing 737MAX-8?

- Мы вели с Boeing несколько переговорных процессов: на покупку самолетов Boeing 737MAX, на лизинг Boeing 737-800, а также относительно сервисной поддержки корпорацией Boeing нашего парка ВС, который будет у нее приобретаться. Этим занимаются разные подразделения Boeing, но мы вели с корпорацией глобальные переговоры, потому что мы выбрали Boeing и его самолеты нашим стратегическим партнером. Для этого мы пошли по пути работы не с посредниками, а напрямую с производителем.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

- С каким именно подразделением Boeing подписан контракт на лизинг самолетов? Каковы характеристики этих ВС?

- Это Boeing Capital Corporation. Это два самолета Boeing 737-800 2013 г. выпуска. Предыдущий их оператор — Malaysia Airlines. Это самые молодые борта на украинском рынке, на которых осуществляются чартерные перевозки. Эти самолеты оснащены последними техническими разработками корпорации Boeing, а также имеют улучшенный дизайн интерьера Boeing Sky Interior, который будет адаптирован под фирменный стиль SkyUp Airlines. Кроме того, мы провели переговоры с другой лизинговой компанией, у которой мы планируем взять в лизинг третье ВС Boeing 737-700. Ее название я озвучить не могу.

- То есть в 2018 г. SkyUp будет эксплуатировать три самолета?

- Да. Уже в апреле все три ВС будут в нашем парке. Согласно нашему бизнес-плану, мы готовы взять в операционный лизинг, как и три предыдущих, четвертый самолет осенью. Но мы сейчас не останавливаем поиск хороших ВС на рынке.

- Верно ли я понимаю, что, если Boeing будет стратегическим партнером, то SkyUp не будет брать в парк самолеты конкурентов, в частности, Airbus?

- Только Boeing. Мы хотим придерживаться однотипности самолетов в авиакомпании.

- Почему не хотите брать в парк самолеты "Антонова"?

- Нам бы очень хотелось поддержать национального производителя, ведь мы тоже национальная компания. Но для того чтобы давать украинцам качественную авиаперевозку по доступным ценам, мы должны просчитывать все возможные расходы. К сожалению, самолеты "Антонова" очень дорогие – и в "экономике", и в обслуживании. Поэтому мы остановили выбор на сотрудничестве с корпорацией Boeing. Они помогут нам сделать продукт, доступный бо́льшему количеству украинцев.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Boeing 737 в ливрее авиакомпании SkyUp

В парке SkyUp Airlines будут только самолеты производства Boeing :: SkyUp Airlines

- Принято ли решение о том, какой из киевских аэропортов станет базовым для авиакомпании?

- Базовым аэропортом для SkyUp будет аэропорт Киев [Ранее – Жуляны. — Прим. ATO.ru].

- Почему выбор пал на него?

- В последние годы этот аэропорт стал пользоваться очень хорошим спросом со стороны пассажиров. Это удобный с точки зрения расположения городской аэропорт, к нему очень удобно добраться городским транспортом, там хорошая инфраструктура, есть удобный паркинг. Авиаузел готов обслуживать самолеты Boeing 737-800. По нашей географии полетов по этому типу ВС практически нет ограничений в аэропорту Киев. Поэтому нам нравится это домашний, "семейный" аэропорт.

- Когда именно авиакомпания начнет осуществлять полеты?

- Как только мы пройдем процедуру сертификации и лицензирования, мы готовы начать выполнять чартерные рейсы уже на следующий день. Это будут рейсы либо в Турцию, либо в Египет в зависимости от расписания полетов наших партнеров-туроператоров. Если это будет 20 апреля, то это будет Египет, если 23 апреля, то Турция.

- Но туроператоры не могут же сразу же отказаться от услуг других авиакомпаний…

- Нет, все наши планы и планы туроператоров построены таким образом, что как только мы получаем сертификат эксплуатанта и лицензию, мы сразу же взлетаем. Но обращу внимание, я говорю о чартерах. Регулярные рейсы мы начнем выполнять, как и обещали ранее, с июня. В частности, начнем осуществлять внутриукраинские рейсы по маршрутам Киев—Одесса и Харьков—Одесса. Возможно, чуть позже начнем летать по направлению Львов—Одесса. За границу будут открыты продажи на маршруты Киев—Барселона, Киев—Ларнака и Киев—Батуми.

- По сути, эти иностранные рейсы тоже будут выполняться под запросы туроператоров? Разве можно их в таком случае называть регулярными?

- На этих рейсах только часть мест будет продаваться блоками для туроператоров. Это будут блоки не только Join UP! – нашего стратегического партнера-туроператора, но и других туроператоров. Невыкупленные блоки мест будут отдаваться в свободную продажу как на регулярные рейсы.

- Много таких мест будет?

- Мы будем ориентироваться как на потребности туроператора, так и на спрос со стороны частных пассажиров. Например, если на направлении Киев—Ларнака 50% мест будут выкуплены туроператорами, то остальные 50% будут отдаваться в свободную продажу. Первый год работы мы будем смещены больше в строну чартерных перевозок. Но по мере пополнения авиапарка и роста нас как перевозчика мы планируем выйди на распределение регулярных и чартерных рейсов 50% на 50%

- Какова доля Join UP! будет в пассажиропотоке SkyUp?

- Как я сказал, на сегодня наш стратегический основной партнер – это туроператор Join UP!. Практически все чартерные рейсы, которые мы планируем выполнять, будут этого туроператора. На части данных рейсов будут присутствовать и туристы других туроператоров. Некоторые полеты будут выполняться полностью для других туроператоров. Мы открыты к сотрудничеству со всем туристическим рынком.

- Насколько высока вероятность того, что на рейсах в Барселону у SkyUp будут такие же цены на билеты, как у Ryanair? Ведь ваша авиакомпания также позиционирует себя как лоукостер?

- Давайте начнем с того, что Ryanair начинает полеты с октября. В октябре блочные программы с туроператорами заканчиваются, а мы все равно будем продолжать выполнять рейсы. Летний же период – это высокий сезон. Мы не можем, к радости или к сожалению, когда есть спрос на направление, продавать билеты заведомо в убыток. Это нецелесообразно любому бизнес-проекту. Но я могу заверить, что у нас цена на авиабилеты будет более чем конкурентоспособной.

- По каким ценам будете продавать билеты на внутриукраинских рейсах?

- Мы подтверждаем наши предыдущие анонсы, что билеты на внутриукраинских рейсах мы будет продать по ценам от 499 гривен за билет в одну сторону [Примерно 1100 руб. – Прим. АТО.ru].

- Являются ли эти внутриукраинские рейсы по сути техническими, чтобы просто перегнать самолет под выполнение дальнейших международных рейсов?

- В авиации уже много-много лет авиакомпании так строят расписание, когда отсутствуют любые технические перегоны. Потому что любой технический рейс – это очень большие затраты для авиакомпании, он не удобен пассажирам, потому что такой перегон выполняют, как правило, ночью. Нам нет необходимости выполнять технический рейс Киев—Одесса для того, чтобы полететь по маршрут Одесса—Анталья. Мы будем работать по принципу W: сначала, к примеру, будет выполняться рейс Киев—Анталья, потом Анталья—Одесса, потом Одесса—Анталья и наконец Анталья—Киев. Поэтому у нас не будет необходимости выполнять технические рейсы. В связи с этим, если у нас из расписания выпадет какой-то местный маршрут, у нас не поломается расписание. Мы целенаправленно ставим внутриукраинские рейсы, поскольку намерены развивать авиакомпанию как национального лоукост-перевозчика.

- Где ВС авиакомпании будут проходить ТО?

- Линейное ТО будет осуществлять как собственная техническая служба, так и организации, которые оказывают такой комплекс услуг на территории Украины и которые сертифицированы по Part-145 от EASA. Договоры с ними уже подписаны. Тяжелые формы и все другие виды работ, которые не могут проводиться при линейном обслуживании, мы также будем проводить в организациях, сертифицированных по стандарту Part-145 от EASA. В частности, соответствующие договора подписаны уже с польской компанией, турецкой, на стадии подписания — с прибалтийской фирмой.

- Но на Украине фактически нет компаний, которые имеют сертификаты Part-145 от EASA…

- На линейное обслуживание есть у чешской Airservice, у которой есть свои подразделения в украинских аэропортах – Киеве, Борисполе, Одессе, Львове, Харькове, Херсоне. Это компания, которая занимается технической поддержкой авиакомпании Turkish Airlines. Во всех аэропортах, куда летает данный авиаперевозчик, эта компания открыла свои базовые станции. Airservice поддерживала сертификат Part-145 от EASA за счет своего представительства в Чехии. Иначе они бы не обслуживали еще такие авиакомпании, как Austrian Airlines, Qatar Airways, Alitalia.

- Ощущает ли SkyUp дефицит персонала – техников, пилотов, бортпроводников?

- По пилотам и бортпроводникам мы не наблюдаем дефицита, потому что у нас запущена собственная программа подготовки персонала. Первую группу пилотов из пяти человек мы уже успешно выпустили. Они прошли программу подготовки в Риге. Кроме того, мы самостоятельно подготовили первую группу бортпроводников. Вторая группа скоро начнет учебу.

Но есть, действительно, проблемы с техническим персоналом. Почему? Потому что для людей, которые имеют действующие сертификаты на типы Boeing или Airbus, открыта дорога в страны ЕС. Они сейчас смотрят не только в страны в Азии. Поэтому украинский персонал в связи с более высокой заработной платой мигрирует в эти страны.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

- Что вы можете сказать о цене на топливо в украинских аэропортах? Насколько она выше или ниже, чем в соседних странах? Как это сказывается на себестоимости рейсов?

- К сожалению, топливо сейчас дорожает на международных рынках. На Украине тенденция дороговизны топлива остается: оно дороже у нас, чем в странах, куда мы планируем начинать полеты. Но нельзя сказать, что разница настолько большая, как и раньше. В последние годы на рынок вышли компании из Прибалтики и Восточной Европы, в результате чего цены немного подровнялись к уровню европейских. Разница сократилась, но она все равно остается, она все равно не достигла того уровня, по которому мы можем заправляться как в Европе. Но конкуренция на этом рынке возросла. Это радует, поскольку когда-то мы сможем достичь цен на топливо, сопоставимых с ценами в других регионах наших полетов.

- У каких фирм Вы будете заправлять свои самолеты?

- Мы сейчас ведем переговоры с тремя компаниями. У нас еще есть время договориться с кем-то из них.

- Собираетесь танкероваться в других странах?

- Это делают все. Если это позволяет коммерческая загрузка, то почему бы и нет.

- Как вы можете оценить техническое состояние региональных аэропортов Украины?

- Мы очень внимательно смотрим на региональные аэропорты. Мы хотим выполнять рейсы из каждого из них. Но, к сожалению, мы имеем некоторые ограничения – либо по полосе, либо по рулежным дорожкам, либо по пропускной способности терминальных комплексов. Но на модернизацию и реконструкцию аэропортов нужно время. Сейчас в прекрасном состоянии, без ограничений для нашей карты маршрутов находятся только аэропорты в Киеве, Харькове и Львове. Но вот есть замечания у летного и технического персонала по состоянию полос в региональных аэропортах. Действительно, необходимо проводить реконструкцию ВПП в Одессе. Я знаю, что на это уже выделили деньги. Точно также будет проводиться ремонт и удлинение полосы в аэропорту Черновцы. Это значимые для нас аэропорты, мы будем туда выполнять полеты, но нам нужно быть уверенными в качестве взлетной полосы.

- Есть ли аэропорты, куда SkyUp очень хотела бы летать, но по техническим недостаткам этих авиаузов не может осуществить свои планы?

- Мы не должны забывать, что есть еще политические ограничения по аэропорту Днепра, которые пока не сняты и, как мы видим, пока еще не будут сняты. Там не технические причины, а политические [Контроль над аэропортом приписывается собственнику авиаперевозчика МАУ — предпринимателю Игорю Коломойскому, который не заинтересован в обслуживании в данном аэропорту авиакомпаний, которые не находятся в его орбите влияния. — Прим. ред.]. Поэтому в Днепр каждый из авиаперевозчиков хотел бы выполнять рейсы. Мы готовы очень внимательно смотреть на Ровно, Херсон, Кривой Рог. Из других крупных эксплуатируемых аэропортов мы уже будем выполнять полеты.

- Не могу не уточнить еще некоторые моменты относительно покупки Boeing 737MAX. Как именно структурирована эта сделка?

- Она ничем не отличается от других сделок, которые корпорация Boeing заключает с остальными авиакомпаниями. Сделка состоит из подписания договора, оплаты депозита за поставку самолетов и графика платежей за ВС.

- Почему дата поставки определена 2023-2024 годами?

- Корпорация Boeing не успевает производить то количество самолетов, которое готовы заказывать авиакомпании. Это самая ранняя дата поставка, которая была доступна для нас. Если бы производитель готов был поставить ВС в 2021 г., мы бы купили их в 2021 г.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

- Но откуда у SkyUp деньги на эту покупку? Вы привлекли кредит? Структурировали сделку через лизинг?

- Повторюсь, сейчас никто не требует от нас 624 млн долл. Эта сумма будет постепенно выплачиваться до момента поставки самолетов. В настоящее время депозит оплачен.

- Какова сумма депозита?

- Его сумма стандартна так же, как и для других покупателей.

Какова сумма депозита по стандартным условиям?

- Это коммерческая тайна.

- Просто хотелось бы понять, откуда у SkyUp деньги, ведь авиакомпания еще даже не начала полеты?

- При создании авиакомпании мы разработали бизнес-план и бюджет. Под этот бюджет акционеры авиаперевозчика выделяют средства. Это миллионные инвестиции – и под лизинг самолетов, и под покупку.

- Задам немного философский вопрос. Насколько сложно в Украине создать авиакомпанию?

- Если авиакомпания подготовит всю необходимую документацию и покажет, что она работает по требованиям ЕС — так как Госавиаслужба Украины приняла стандарты EASA по сертификации авиаперевозчиков — то сертификация займет примерно 90 дней.

- Сколько ВС должно быть в парке авиакомпании для начала ее работы?

- Не менее двух самолетов, и они должны быть в летной годности.

- Сколько инвестиций необходимо вложить в создание авиакомпании?

- Это все зависит от выбранной стратегии развития авиаперевозчика, от операционного плана и от того, каким образом получены самолеты. Это может быть как подарок инвестора, так и лизинг. Кроме того, необходимо набрать экипажи на самолеты.

- Есть какие-то сложности при создании новой авиакомпании, вызванные действиями конкурентов, то есть уже работающих на рынке авиаперевозчиков?

- На Украине процедура создания новой авиакомпании прозрачна, все идет своим чередом. Никаких политических препятствий нет и не предвидится.

- Уточните, пожалуйста, стратегию SkyUp: это классическая авиакомпания, чартерная, лоукостер?

- Мы комбинированный авиаперевозчик чартерных и лоукост-операций. Для создания фундамента мы начинаем оперировать чартерными рейсами. В 2018 г. доля чартерных рейсов будет составлять примерно 80% общего числа наших полетов. Далее с каждым годом мы будем пополнять парк самолетов, постепенно повышая долю регулярных рейсов. Как я говорил ранее, думаю, что через три-четыре года мы можем достичь показателя 50% на 50%.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

- Ранее SkyUp заявлял, что в 2018 г. планирует перевезти 650 тысяч пассажиров. Остаются ли эти намерения в силе?

- Эти планы могут быть скорректированы в зависимости от того, когда мы получим три лизинговых самолета и получим ли четвертое ВС, которое мы планировали получить в парк осенью. Если все эти планы останутся в силе, то планка в 650 тысяч пассажиров — достижимая цифра.

- Сколько в 2019 г. планируете получить ВС и перевезти пассажиров?

- С учетом того что мы несколько недель назад подписали контракт с Boeing на покупку ВС, мы скорректировали наш бизнес-план в сторону более быстрого развития. Если еще в декабре прошлого года мы планировали получать по два самолета в год, то уже сейчас мы планируем на следующий год взять, возможно, три или четыре ВС. Связано это с тем, что мы немного отстаем от темпов развития как нашего стратегического партнера – туроператора Join UP!, так и от необходимости до момента получения первых Boeing 737MAX иметь в парке не менее 10-15 других самолетов.

- Из ваших слов следует, что на Украине имеется неудовлетворенный спрос на авиаперевозки…

- Из года в год на украинском авиарынке отмечаются крайности. В 2017 году был переизбыток самолетов. Некоторые авиаперевозчики искали на карте точку, куда поставить рейс. Но уже в этом году наблюдается нехватка самолетов. Мы видим, что каждый год украинский авиарынок растет примерно на 30%, а количество получаемых самолетов растет более низкими темпами. Поэтому я ожидаю в 2018 году нехватку ВС и провозных емкостей среди авиакомпаний Украины.

Эта теория подтверждается агрессивными планами иностранных авиаперевозчиков заходить на украинский рынок. Тут можно даже не упоминать о планах Ryanair. В частности, в прошлом году полеты на Украину начала Qatar Airways, агрессивно заходит новый итальянский лоукостер Ernest, в этом – восстановила полеты Swiss. Кроме того, увеличивает программу Wizz Air. Все эти авиакомпании и некоторые другие видят, как и мы, нехватку провозных емкостей среди украинских авиаперевозчиков. Да, наш флагман — авиакомпания "Международные авиалинии Украины" — получает новые самолеты, но он не успевает за темпами развития рынка.

- Насколько высокой вы ожидаете конкуренцию между "Международными авиалиниями Украины" (МАУ) и SkyUp?

- У нас с МАУ абсолютно разная стратегия работы. МАУ – это серьезный сетевой авиаперевозчик, который использует комбинированную модель классических и лоукост-операций.

- Но у МАУ есть и чартерные рейсы…

- Это не основной бизнес МАУ. Основа бизнеса этого авиаперевозчика – развитие сети и хаба в Борисполе. МАУ это успешно делает и продвигает. Это другой пассажир, нежели у нас. МАУ работает в другом пассажирском сегменте. SkyUp, скорее всего, будет конкурировать с point-to-point-авиакомпаниями. Возможно, это будут ныне существующие или будущие лоукостеры, которые будут пересекаться с нашими воздушными линиями. Но мы, конечно же, не ограничиваемся тем, что будем летать только в Барселону и Ларнаку. Мы будем расширять географию полетов и в Западную, и в Восточною Европу.

- Куда еще планируете открыть рейсы? Полеты в Дубай остаются в планах, как было заявлено ранее?

- Да, Дубай остается в планах. Но полеты туда начнем осенью. Мы решили летом вместо Дубая полететь в Батуми. Кроме того, с зимнего сезона мы планируем открыть еще три новых международных направления – в Западную и Восточную Европу, а также на юг.

- Что может сделать правительство Украины, чтобы поддержать авиаотрасль страны?

- Несколько лет назад председатель набсовета МАУ Арон Майберг выступил с предложением о десяти шагах, которые правительство должно сделать для авиаотрасли. По многим из них я солидарен с ним, начиная от необходимости отмены НДС на билеты на внутриукраинских рейсах, отмены НДС при импорте запчастей и комплектующих для самолетов до регулирования ценовой политики на рынке авиатоплива и либерализации покупки валюты. На сегодняшний день хотелось бы больше поддержки со стороны государства. Хотя, конечно, мы очень благодарны за поддержку, которую нам оказало Министерство инфраструктуры Украины и его глава Владимир Омелян лично, поверив в нас как в будущего перевозчика, представляющего Украину на мировых рынках.

Важно понимать, что национальная авиакомпания дает рабочие места. Только в нашей компании уже насчитывается 100 сотрудников. Деньги, заработанные авиакомпанией, остаются на Украине, а налоги пополняют наш государственный бюджет. Пока не получим такой поддержки, которую дают другие государства своим авиакомпаниям, развиваться будет сложно.

Например, если мы захотим прилететь в аэропорт Франкфурта-на-Майне вечером, а улететь утром, забрав пассажиров из Германии, мы не получим разрешения на такие полеты, мы не получим слоты в авиаузле. Но в этот же момент немецкая авиакомпания может ночевать в украинских аэропортах. Кроме того, есть ограничения по количеству частот на международных линиях, в частности, из Киева в Стамбул. Все частоты выбраны, летают два авиаперевозчика – МАУ и Turkish Airlines, никто другой не может выйти на этот маршрут. Такие вещи должны регулироваться на государственном уровне.

- Планируете что-то предпринять, чтобы часть украинских частот заполучить у МАУ?

- А как? Никто из авиаперевозчиков не согласится отдать свои частоты, поскольку им это нецелесообразно и невыгодно. Но регулятор должен вести переговоры с регуляторами других стран для того, что увеличить число частот на маршрутах или вообще снять ограничения по ним. Например, мы это сделали по Испании. Раньше в Барселону никто не летал, кроме МАУ. Сейчас рынок открыт для всех авиаперевозчиков. Как результат: мы видим на линии и МАУ, и Vueling, и Windrose ("Роза Вертов"), и Azur Air Ukraine. Подобная ситуация произошла и на линии Киев-Ларнака.

- Намереваетесь подписать интерлайн или код-шеринговые соглашения с другими авиаперевозчиками?

- Мы открыты для всех, мы открыты к сотрудничеству, мы не закрываемся, мы готовы. Все, что в интересах нашей авиакомпании и будет полезно другим авиаперевозчикам, нами поддерживается.

- Но ведете такие переговоры?

- Сейчас у нас есть сдерживающий фактор – у нас нет пока что сертификата эксплуатанта. Как только мы получим ICAO-код, как только мы заявим, что мы уже выполняем полеты, я думаю, что такие переговоры будут вестись.


Источник информации: "Авиатранспортное обозрение" (АТО)

Поделиться ссылкой:  
 Tweet



Оригинальные подарки авиационной тематики


Перепечатка материалов разрешается только при наличии гиперссылки на www.aviation.com.ua
Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено