Дата: 10-09-18 12:31

МНЕНИЕ: Ryanair в Украине. Чего ожидать МАУ и WizzAir

Как приход Ryanair повлияет на рынок и пассажиров?

В прошлый понедельник, 3 сентября, крупнейшая европейская авиакомпания —лоукостер Ryanair весьма прозаично выполнила свой первый регулярный рейс в Украину. На открытие долгожданной навигации в аэропорт Борисполь не приехал никто из руководства авиакомпании. Не было пресс-конференции или громких заявлений. С украинской стороны рейс встречал министр инфраструктуры Владимир Омелян, заслужено считающийся главным лоббистом лоукостера в Украине.


Фото: @ryanair

Заклятые друзья. Ryanair против МАУ и Wizzair

Ryanair крупный игрок авиационного рынка, его присутствие оказывает огромное влияние на всех игроков. Это могли заметить и украинские пассажиры - в прошлом году ирландская авиакомпания заявила о выходе на украинский рынок, но так и не полетела.

Приход Ryanair в Украину усилит конкуренцию. И не только на тех направлениях, куда он открывает свои рейсы. Его появление в Украине почувствуют и сетевые авиаперевозчики, так как с открытием лоукостером прямых рейсов от них уйдет часть пассажиров летевших с пересадкой в их хабах.

Топ-менеджеры Ryanair любят подчеркивать: на украинском рынке у них нет конкурентов. При этом они очень четко отслеживают действия других авиакомпаний, их цены, новые направления, политику обслуживания клиентов и т.д.

Европейские лоукостеры стараются избегать лобовой конкуренции. Консалтинговая компания FlightGlobal выяснила, что крупнейшие европейские лоукостеры (Ryanair, Norwegian, Vueling, Wizzair и EasyJet) конкурируют между собой не более чем на 20% маршрутов. Похоже, что Украина станет исключением.

Ставка на трудовых мигрантов

Главными конкурентами Ryanair ожидаемо станут Wizzair и МАУ. С Wizzair ирландцы будут конкурировать на восьми направлениях из Киева и одном направлении из Львова. Хотя и эти маршруты не попадут в статистику FlightGlobal, так как будут выполнятся из разных аэропортов одного города.

В целом маршрутная сеть Ryanair–Wizzair пересекается менее чем на 25%. Но есть исключения. Речь о Польше — основном направлении для украинских трудовых мигрантов. По разным оценкам, там уже сейчас работают от 1 до 3 млн украинцев и учатся почти 100 000 украинских студентов. Есть и туристический поток в оба конца, который можно оценить в сотни тысяч человек в год. Все эти три позиции имеют тенденцию к росту. 

Можно смело утверждать, что и Ryanair, и Wizzair на украинских направлениях в первую очередь делают ставку на рынок трудовых мигрантов. В этом нет ничего странного. В середине нулевых именно "рабочие" направления пользовались самым большим спросом из странах Восточной Европы. Именно с их открытия началось развития лоукостеров в регионе. Этим он сильно отличался от стран Северной и Западной Европы, где до 95% лоукост-маршрутов доставляли пассажиров на курорты.

Логика современного развития украинской сети Ryanair и Wizzair аналогична — их самолеты летают в страны, которые пользуются популярностью у "заробитчан". В первую очередь в Польшу, Германию и Великобританию.

Стоит ли ждать ценовых войн

Ужесточение конкуренции на украинском рынке однозначно скажется не только на лоукостерах. Речь о LOT, AirBaltic, Austrian Airlines, British Airways, Lufthansa и конечно же МАУ. Хотя все они работают по сетевой модели, предлагая транзитные полеты через свой хаб, прямой трафик для них очень важен. И потеря даже 10% может существенно ухудшить себестоимость продукта.  

Вряд ли сетевые авиакомпании выберут стратегию ценовой войны с Ryanair - их ресурсы несопоставимы. Конкурировать с бюджетным перевозчиком они обычно предпочитают продуктом и набором услуг, а не ценой, где у ирландцев изначально более сильные позиции. Но и цены неминемо пойдут вниз. Особенно на прямые полеты.

Так в прошлом году одно только заявление Ryanair о выходе на рынок обвалило среднею стоимость билетов в Украине более чем на 10%, а на отдельные маршруты и того больше.

Отследить изменения можно будет на маршрутах Киев-Вена, Киев-Рига и Киев-Франкфурт, где долгое время стоимость перелета была значительно выше в сравнении с другими направлениями (даже из Киева), которые сопоставимы по расстоянию и спросу.

Предполагаю, что средняя цена на авиабилеты на украинском рынке по итогу первого года работы тандема Ryanair–Wizzair упадет минимум на 10-15% или даже 20%.

Как отреагирует МАУ

Крупнейший украинский перевозчик вероятно переосмыслит свою стратегию. В частности, это касается политики лояльности пассажиров. Последние несколько лет МАУ пробует конкурировать с лоукостерами на маршрутах внутри Европы предлагая полеты через Киев дешевле, чем условный Ryanair на условных прямых маршрутах Вильнюс-Барселона или Рига-Лондон.

Сейчас МАУ во многих странах Европы уже имеет заслуженную репутацию самой дешевой сетевой авиакомпании. Во многом она добилась этого фактически дотируя свои сетевые предложение для иностранных транзитных пассажиров за счет достаточно высоких цен на прямые полеты из Киева. Выход лоукостеров на многие "жирные" направления полностью аннулирует такую возможность.

Теперь о лояльности. Можно много говорить о том, что большинство пассажиров европейских стран не любят своих национальных перевозчиков. Несмотря на то, что лучший критерий лояльности — это рост продаж билетов, регулярные скандалы в соцсетях и прессе, и то с каким энтузиазмом его подхватывают тысячи добровольных критиков авиакомпании, должны подтолкнуть МАУ к изменениям. 

Тем более что оба представленных в Украине лоукостера стараются максимально увеличивать лояльность клиентов и к тому же умеют на ней хорошо зарабатывать. Например, стимулируя путешественников делать заказы гостиниц и автомобилей через свои сайты.

Туристические перспективы

Пока выход Ryanair на украинский рынок и расширение на нем Wizzair практически никак не скажутся на выездном украинском турпотоке. Обе авиакомпании фактически предлагают только три маршрута, которые с натяжкой могут расцениваться как курортные Киев-Ларнака, Киев-Лиссабон и Киев-Барселона. Это менее 7% от их маршрутной сети из Украины.

Отчасти такая ситуация связана с удаленностью украинских городов от испанских курортов (главных направлений североевропейских туристов), а также закрытостью французского, греческого и итальянского рынка для авиаперевозчиков из третьих стран. 

Уже следующей весной украинских пассажиров может ожидать приятный сюрприз. Несколько лет назад топ-менеджер Ryanair в приватной беседе с автором сетовал, что итальянские авиационные власти согласны дать авиакомпании разрешение выполнять полеты из Италии за пределы Евросоюза только при условии подписания договора с местными профсоюзами. 

Нынешним летом подписал соглашение с профсоюзами пилотов и бортпроводников Италии. Учитывая выполнение требования итальянских авиавластей, а так же наличие большой украинской трудовой диаспоры в Италии, можно смело прогнозировать открытие новых рейсов Ryanair из Украины на Апеннинский полуостров.

Тем более что полетная сеть и загрузка украинских рейсов итальянской авиакомпании Ernest Airlines наглядно показывает наличие перспектив на этом рынке.

Кто уйдет?

В случае выхода Ryanair на итальянско-украинское направление, вчерашний новичок - авиакомпания Ernest - может не выдержать конкуренции. Но едва ли об этом будут жалеть пассажиры. Регулярные скандалы с задержками и отменой рейсов создали итальянской авиакомпании не самый позитивный имидж. На днях ее руководителя даже "вызвали на ковер" к министру Омеляну. Хотя маловероятно, что это что-нибудь поменяет — у авиакомпании просто не хватает флота для без перебойного обслуживание широкой сети полетов.

Незавидная участь ждет и некоторые малые украинские авиакомпании, которые в уходящем сезоне также отметились целым рядом громких скандалов с отменой рейсов (именно на польском направлении). Тут также жалеть не о чем — компании, бросающие своих пассажиров в аэропортах на произвол судьбы, должны измениться или уйти с рынка. Третьего не дано.

В целом с выходом в Украину Ryanair авиационный рынок изменится. Достойные сильные украинские авиакомпании выдержат конкуренцию с европейскими грандами, а пассажиры получат больше возможностей за меньшие деньги.

Александр Ланецкий 
директор консалтинговой компании Friendly Avia Support

Джерело інформації: ЛIГАБiзнесIнформ

Подiлитись посиланням:  
 Tweet



Передрук матеріалів дозволяється тільки за наявності гіперпосилання на www.aviation.com.ua
Передрук, копіювання, відтворення або інше використання матеріалів, у яких міститься посилання на агентства УНІАН, Інтерфакс-Україна, суворо заборонено. Позиція адміністрації може не співпадати з думками авторів, які публікують статті.