КОСМОС: "Авария носителя", экипаж спасен. Что случилось с "Союзом" при запуске с Байконура

Что известно об аварии при запуске пилотируемого корабля "Союз МС-10" и как сработала система спасения космонавтов — в материале ТАСС

11 октября запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-ФГ" закончился аварией. После чего экипаж перешел в режим баллистического спуска и пилотируемый корабль "Союз МС-10" успешно приземлился в степи Казахстана.

Состав экипажа
  • На борту корабля, направившегося к Международной космической станции (МКС), находилась очередная экспедиция 57/58 из двух человек — космонавта Алексея Овчинина и астронавта Ника Хейга. 
  • Для россиянина это должен был быть второй полет, для американца — первый. За счет сокращения численности экипажа третье место в "Союзе МС-10" занимал контейнер с дополнительным грузом общим весом 62 кг.

Автономный полет "Союза" должен был пройти по шестичасовой схеме — стыковка с орбитальной станцией была намечена на 17:44 мск. На орбите космонавты должны были провести 187 суток.

Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30%  --->>>

Что произошло
  • Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт") в 11:40 мск. За запуском наблюдали главы Роскосмоса и NASA Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн.
  • Спустя девять минут после старта диктор, комментирующий трансляцию запуска, сообщил, что произошла "авария носителя". Система аварийного спасения корабля (САС) сработала штатно.

По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, САС космического корабля "Союз МС-10" продемонстрировала исключительную надежность. "А вот в чем причина аварии — разберемся", — сообщил он в своем Twitter. "Слава богу, экипаж жив. На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракеты-носителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю", — прокомментировал аварию вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30%  --->>>

СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ (САС)

Она позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

  • В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
  • Двигательная установка САС расположена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем).
  • Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки).
  • С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
  • В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.

По словам Борисова, причину аварии установит аварийная комиссия.

Как проходило аварийное спасение

Пилотируемый корабль "Союз МС-10" приземлился в степи Казахстана — в 20 км к востоку от города Жезказган. Затем экипаж вышел на связь со спасателями. Отмечалось, что космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг находились в хорошем состоянии.

"Мне из ЦУП (Центр управления полетами) уже позвонили, сказали, что все хорошо, что спасательная группа прибыла, травм нет, все обошлось", — сказала в беседе с RT Светлана Овчинина, жена российского космонавта.

  • Координация поисково-спасательной операции была возложена на Росавиацию при поддержке Воздушно-космических сил и Роскосмоса.
  • К спускаемому аппарату выдвинулись наземные формирования, четыре вертолета Ми-8 со спасателями, врачами и другими специалистами на борту.
  • Как пояснили в Росавиации, "уже через 41 минуту первые спасатели прибыли на место посадки, это были парашютно-десантные формирования самолета Ан-12, который дежурил в этом районе".
  • Как сообщали в пресс-службе Центрального военного округа, спасатели эвакуировали экипаж из спасательной капсулы, состояние космонавтов оценивалось как удовлетворительное.
  • Перед вылетом на Байконур космонавты прошли обследование в Жезказгане.

Роскосмос также опубликовал фотографии космонавтов: они сидят на диванах, подключены к приборам измерения давления и пульса. На одной из фотографий улыбающимся запечатлен Хейг, на другой — Овчинин.

Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30%  --->>>

Что такое баллистический спуск

Отмечалось, что после аварии носителя экипаж "Союза" перешел врежим баллистического спуска.

  • Он считается резервным вариантом посадки. При нем космонавты могут испытывать значительные перегрузки — до 8–9g. Для сравнения: при обычных штатных спусках — порядка 3–4g.
Капсула с членами основного экипажа МКС-57/58  Пресс-служба ЦВО/ТАСС
Капсула с членами основного экипажа МКС-57/58
Фото: © Пресс-служба ЦВО/ТАСС
  • Баллистический спуск в атмосферу отличается от управляемого тем, что при последнем автоматика постоянно ориентирует спускаемый аппарат его плоской нижней частью к земле, что обеспечивает постоянную подъемную силу за счет набегающего потока воздуха и минимальные перегрузки для экипажа в четыре единицы.
СЛУЧАЙ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ

Кстати, известен случай, когда в 1975 году при запуске "Союза-18-1" не запустились двигатели третьей ступени и сработала система аварийного спасения экипажа. Тогда корабль вынужденно выполнил суборбитальный полет — аппарат спускался на Землю с высоты примерно 170 км. Впервые в истории мировой космонавтики была критическая перегрузка — 21,3g (по другим данным — 26g). Сообщалось, что космонавты испытали кратковременную остановку сердца, но остались живы.

В трансляции NASA прозвучал отрывок переговоров космонавта Сергея Прокопьева с Адреасом Могенсеном из ЦУПа NASA. "Парни приземлились, с ними все хорошо. Поисково-спасательные отряды с ними на связи. Направляются к месту приземления… Перегрузки составили до 6–7g. Судя по всему, перед началом спуска не произошло ускорения", — доложил Могенсен.

По тем данным, которые есть, перегрузка при спуске составляла 6 единиц, но это знакомая для космонавтов перегрузка, потому что она используется и при отборе в космонавты, и при тренировках космонавтов. Они натренированы, знают, как при этом себя вести, какие ощущения могут быть. Поэтому эта перегрузка хоть и была нештатной, но не доставила им каких-то дополнительных проблемОлег Орловдиректор Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП)

По словам специалиста, дополнительным фактором послужило то, что экипаж был в скафандрах, что также облегчает перенесение таких перегрузок. Орлов рассказал, что состояние экипажа после аварийного запуска не требует специальной госпитализации и отдельного медицинского наблюдения. "Экипаж покинул спускаемый аппарат, самочувствие оценивается как хорошее. Каких-то последствий нештатной ситуации медики не наблюдают. Состояние их не требует специальной госпитализации и отдельного наблюдения. Они вполне могут продолжать работать в штатном порядке", — сказал он, уточнив, что никаких травм у экипажа не было.

Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30%  --->>>

Возможные причины аварии

Полеты пилотируемых кораблей "Союз МС" приостановлены до выяснения причин аварии.

  • Авария ракеты после старта произошла из-за разрушения ее второй ступени. Об этом стало известно после предварительного анализа телеметрии, сообщил источник ТАСС на космодроме Байконур. По его словам, "пока специалисты не знают, что привело к разрушению ступени после 160 секунд полета".
  • Также в СМИ появилась информация, что причиной аварии могло стать несрабатывание пиропатрона разведения блока первой ступени от второй.

На ракетах-носителях "Союз" устанавливаются серийные двигатели РД-107А/РД-108А, произведенные на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) — ПАО "Кузнецов". Разработчиком двигателей является НПО "Энергомаш им. академика В.П. Глушко". До полного выяснения всех обстоятельств ОДК, разработчик двигателей второй ступени (РД-108), и ракетно-космический центр "Прогресс", где собиралась ракета-носитель "Союз-ФГ", аварию не комментируют.

  • При этом сообщалось, что ракета "Союз-ФГ" вряд ли была повреждена на Байконуре, на космодроме были усилены меры безопасности перед запуском корабля.

Фото: © Пресс-служба ЦВО/ТАСС
  • Роскосмос проверит все оставшиеся на хранении ракеты "Союз-ФГ", их полеты приостановлены до выяснения причин аварии. "Роскосмос проведет проверку всех элементов оставшихся на хранении ракет-носителей "Союз ФГ", которых осталось несколько штук (больше не производятся — прим. ТАСС)", — сказал ТАСС источник на космодроме Байконур.
Реакция NASA

Многолетнее сотрудничество РФ и США в космической сфере внесло вклад в благополучный исход инцидента с "Союзом". Об этом сообщили в Twitter американской дипмиссии в Москве.

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заявило, что тщательно следит за ситуацией и работает с российскими партнерами для получения большей информации об аварии ракеты во время запуска на Байконуре.

Экипаж МКС проинформирован об аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ" и меняет планы работы в соответствии с этими данными, сообщил диктор трансляции NASA. Также сообщалось, что экипаж МКС располагает достаточным запасом продовольствия и воды, эта авария не повлияет на работу станции.

Члены основного экипажа МКС-57/58 космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (слева) и астронавт NASA Ник Хейг (второй справа) Пресс-служба ЦВО/ТАСС
Члены основного экипажа МКС-57/58 космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (слева) и астронавт NASA Ник Хейг (второй справа)
Фото: © Пресс-служба ЦВО/ТАСС

Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30%  --->>>

Глава NASA пообещал провести тщательное расследование аварии ракеты "Союз", отметив, что "безопасность экипажа является высшим приоритетом для NASA".

В свою очередь вице-премьер РФ Юрий Борисов отметил, что Россия рассчитывает, что американская сторона с пониманием отнесется к инциденту с ракетой-носителем "Союз" на Байконуре. Роскосмос не будет скрывать от коллег из США причины аварии и предоставит всю необходимую информацию. Сегодня только Россия обеспечивает доставку экипажей на МКС. Вице-премьер отметил, что в космической отрасли происходит немало аварийных и трагических случаев, "это было и в истории американской космонавтики, и у нас". В подобных ситуациях анализ аварий берется под особый контроль.

Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полет. Люди рискуют своей жизньюЮрий Борисоввице-премьер РФСтраховка

Страховая выплата по аварии "Союза" может стать одной из крупнейших.

  • Из материалов сайта госзакупок следует, что запуск корабля "Союз МС-10" был застрахован в компании "Согласие" на 4,655 млрд руб. Страховая премия по договору — 143,3 млн руб.
  • Согласно материалам, страхуются риски при запуске ракеты-носителя, сборочно-защитного блока и пилотируемого корабля, а также при его стыковке с МКС. 
  • Объектами страхования являются ракета-носитель "Союз-ФГ" и транспортный пилотируемый корабль "Союз МС-10".

"Если данное событие будет признано страховым, то оно станет первым страховым случаем в новейшей истории российского страхования с пилотируемым космическим кораблем. Выплата по нему, возможно, будет одной из самых крупных за последние десятилетия. Риски по данному договору перестрахованы в высокорейтинговых страховых и перестраховочных компаниях России и Запада. Мы приступили к рассмотрению обстоятельств данной аварии", — цитирует пресс-служба Майю Тихонову, гендиректора компании.

Подготовил Роман Азанов
В материале использованы данные "ТАСС-Досье"

Повідомляє ТАСС