КОСМОС: "Авария носителя", экипаж спасен. Что случилось с "Союзом" при запуске с Байконура
Что известно об аварии при запуске пилотируемого корабля "Союз МС-10" и как сработала система спасения космонавтов — в материале ТАСС
11 октября запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-ФГ" закончился аварией. После чего экипаж перешел в режим баллистического спуска и пилотируемый корабль "Союз МС-10" успешно приземлился в степи Казахстана. Состав экипажа
Автономный полет "Союза" должен был пройти по шестичасовой схеме — стыковка с орбитальной станцией была намечена на 17:44 мск. На орбите космонавты должны были провести 187 суток. Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30% --->>> Что произошло
По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, САС космического корабля "Союз МС-10" продемонстрировала исключительную надежность. "А вот в чем причина аварии — разберемся", — сообщил он в своем Twitter. "Слава богу, экипаж жив. На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракеты-носителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю", — прокомментировал аварию вице-премьер РФ Юрий Борисов. Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30% --->>> СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ (САС)Она позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.
По словам Борисова, причину аварии установит аварийная комиссия. Как проходило аварийное спасениеПилотируемый корабль "Союз МС-10" приземлился в степи Казахстана — в 20 км к востоку от города Жезказган. Затем экипаж вышел на связь со спасателями. Отмечалось, что космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг находились в хорошем состоянии. "Мне из ЦУП (Центр управления полетами) уже позвонили, сказали, что все хорошо, что спасательная группа прибыла, травм нет, все обошлось", — сказала в беседе с RT Светлана Овчинина, жена российского космонавта.
Роскосмос также опубликовал фотографии космонавтов: они сидят на диванах, подключены к приборам измерения давления и пульса. На одной из фотографий улыбающимся запечатлен Хейг, на другой — Овчинин. Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30% --->>> Что такое баллистический спускОтмечалось, что после аварии носителя экипаж "Союза" перешел врежим баллистического спуска.
Капсула с членами основного экипажа МКС-57/58 Фото: © Пресс-служба ЦВО/ТАСС
Кстати, известен случай, когда в 1975 году при запуске "Союза-18-1" не запустились двигатели третьей ступени и сработала система аварийного спасения экипажа. Тогда корабль вынужденно выполнил суборбитальный полет — аппарат спускался на Землю с высоты примерно 170 км. Впервые в истории мировой космонавтики была критическая перегрузка — 21,3g (по другим данным — 26g). Сообщалось, что космонавты испытали кратковременную остановку сердца, но остались живы. В трансляции NASA прозвучал отрывок переговоров космонавта Сергея Прокопьева с Адреасом Могенсеном из ЦУПа NASA. "Парни приземлились, с ними все хорошо. Поисково-спасательные отряды с ними на связи. Направляются к месту приземления… Перегрузки составили до 6–7g. Судя по всему, перед началом спуска не произошло ускорения", — доложил Могенсен. По тем данным, которые есть, перегрузка при спуске составляла 6 единиц, но это знакомая для космонавтов перегрузка, потому что она используется и при отборе в космонавты, и при тренировках космонавтов. Они натренированы, знают, как при этом себя вести, какие ощущения могут быть. Поэтому эта перегрузка хоть и была нештатной, но не доставила им каких-то дополнительных проблемОлег Орловдиректор Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) По словам специалиста, дополнительным фактором послужило то, что экипаж был в скафандрах, что также облегчает перенесение таких перегрузок. Орлов рассказал, что состояние экипажа после аварийного запуска не требует специальной госпитализации и отдельного медицинского наблюдения. "Экипаж покинул спускаемый аппарат, самочувствие оценивается как хорошее. Каких-то последствий нештатной ситуации медики не наблюдают. Состояние их не требует специальной госпитализации и отдельного наблюдения. Они вполне могут продолжать работать в штатном порядке", — сказал он, уточнив, что никаких травм у экипажа не было. Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30% --->>> Возможные причины аварииПолеты пилотируемых кораблей "Союз МС" приостановлены до выяснения причин аварии.
На ракетах-носителях "Союз" устанавливаются серийные двигатели РД-107А/РД-108А, произведенные на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) — ПАО "Кузнецов". Разработчиком двигателей является НПО "Энергомаш им. академика В.П. Глушко". До полного выяснения всех обстоятельств ОДК, разработчик двигателей второй ступени (РД-108), и ракетно-космический центр "Прогресс", где собиралась ракета-носитель "Союз-ФГ", аварию не комментируют.
Фото: © Пресс-служба ЦВО/ТАСС
Многолетнее сотрудничество РФ и США в космической сфере внесло вклад в благополучный исход инцидента с "Союзом". Об этом сообщили в Twitter американской дипмиссии в Москве. Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заявило, что тщательно следит за ситуацией и работает с российскими партнерами для получения большей информации об аварии ракеты во время запуска на Байконуре. Экипаж МКС проинформирован об аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ" и меняет планы работы в соответствии с этими данными, сообщил диктор трансляции NASA. Также сообщалось, что экипаж МКС располагает достаточным запасом продовольствия и воды, эта авария не повлияет на работу станции.
Бронируйте билеты за 120 дней и экономьте 30% --->>> Глава NASA пообещал провести тщательное расследование аварии ракеты "Союз", отметив, что "безопасность экипажа является высшим приоритетом для NASA". В свою очередь вице-премьер РФ Юрий Борисов отметил, что Россия рассчитывает, что американская сторона с пониманием отнесется к инциденту с ракетой-носителем "Союз" на Байконуре. Роскосмос не будет скрывать от коллег из США причины аварии и предоставит всю необходимую информацию. Сегодня только Россия обеспечивает доставку экипажей на МКС. Вице-премьер отметил, что в космической отрасли происходит немало аварийных и трагических случаев, "это было и в истории американской космонавтики, и у нас". В подобных ситуациях анализ аварий берется под особый контроль. Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полет. Люди рискуют своей жизньюЮрий Борисоввице-премьер РФСтраховкаСтраховая выплата по аварии "Союза" может стать одной из крупнейших.
"Если данное событие будет признано страховым, то оно станет первым страховым случаем в новейшей истории российского страхования с пилотируемым космическим кораблем. Выплата по нему, возможно, будет одной из самых крупных за последние десятилетия. Риски по данному договору перестрахованы в высокорейтинговых страховых и перестраховочных компаниях России и Запада. Мы приступили к рассмотрению обстоятельств данной аварии", — цитирует пресс-служба Майю Тихонову, гендиректора компании. Подготовил Роман Азанов |