Дата: 14-03-19 12:19

Почему Украина присоединилась к всемирному запрету полетов на Боинге

Почему Украина присоединилась к всемирному запрету полетов на Боинге

Потому что иначе было невозможно: полеты Boeing 737 Max прекращены по всему миру после двух ужасных аварий за четыре месяца

Государственная авиационная служба Украины в среду, 13 марта временно запретила полеты на Boeing 737-8 MAX или Boeing 737-9 MAX над территорией Украины, кроме некоммерческой эксплуатации. Соответствующее решение вступило в силу 13 марта в 16:00, сообщается на сайте Госавиаслужбы.

"С даты и времени издания этого Решение запрещаются полеты на самолетах Boeing 737-8 MAX или Boeing 737-9 MAX в направлении, в пределах, с или над территорией Украины", - говорится в сообщении.

Похоже, у Боинга беспрецедентно большие проблемы

12-13 марта - «черные дни» для американской авиакорпорации Boeing Company, одного из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.

12 марта Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) приостановило полеты самолетов типа Boeing 737 Max как европейских авиакомпаний, так и третьих стран, совершающих рейсы в Европу. Об этом ведомство со штаб-квартирой в Кельне известилостраны-члены. Кроме того, EASA опубликовало директиву по безопаснфутболка чер, ретросамолет, keep calmости, которая приостанавливает все коммерческие рейсы, выполняемые операторами третьих стран внутри или за пределами ЕС на этих самолетах.

13 марта Канада запретила пролет самолетов модели Boeing 737 Max 8 и 9 через ее авиапространство. Об этом объявил министр транспорта Канады Марк Гарно. В то же время Гарно подчеркнул, что говорить о причинах авиакатастрофы в Эфиопии и связывать ее с падением самолета этой же модели в Индонезии прошлого года рано. "Работники моего министерства продолжают мониторить ситуацию и без колебаний принимать быстрые шаги, если мы обнаружим дополнительные проблемы безопасности", - отметил он.

Уже под вечер того же дня и «сам» Президент США Дональд Трамп распорядился немедленно приостановить полеты самолетов Boeing 737 Max 8 и Max 9 в связи с катастрофами в Эфиопии и Индонезии.

Таким образом, Канада и США, которые дольше всех откладывали запрет на полеты Boeing 737 Max, присоединились к ней, и теперь карта запрета совпадает с картой мира.

Запрещать полеты или нет? Теперь не о чем спорить

Еще накануне слышалось и противоположное мнение: не торопиться с приостановкой, подождать выводов комиссии, которая еще расследует причины трагедии.

США и Канада отказались прекращать эксплуатацию Boeing 737 Max 8 за «отсутствием оснований». Федеральное авиационное управление США выразило уверенность в летной годности самолета.

Немецко-британский туристический концерн TUI, который с начала 2018 использует 15 лайнеров Boeing 737 MAX в Великобритании, Бельгии и Нидерландах, отметил, что до сих пор никаких проблем с безопасностью этой модели не возникало: "Мы наблюдаем за развитием ситуации и находимся в контакте с Boeing ", - подчеркнул представитель авиакомпании TUIfly.

Отказалась останавливать полеты компания, эксплуатирующая два Boeing 737 Max в России.

В Казахстане местные авиационные власти пообещали уделить больше внимания обучению пилотов, всем авиакомпаниям страны приказано "провести тренинги, разработать процедуры, а также включить в программу тренажерной подготовки действия экипажей в ситуациях при неправильных показаниях приборов скорости на этапах взлета, набора высоты и эшелоне", но решение о приостановке полетов официально отложили.

Координатор федерального правительства Германии по вопросам воздухоплавания и космонавтики Томас Ярцомбек призвал к благоразумию: "Нельзя делать поспешные выводы... за относительно короткое время удастся выяснить, что на самом деле произошло".

Теперь эта дискуссия позади. Norwegian Air, которая еще в понедельник заявляла, что продолжит выполнять рейсы «в обычном режиме», сейчас заявляет, что «...потребует компенсацию от авиастроительной компании Boeing за упущенную выгоду и дополнительные расходы, связанные с посадкой самолетного парка 737 MAX 8». Посадили свои Боинги-MAX и Россия, и Казахстан, и Молдова, и Фиджи.

Массовые запреты на новые самолеты Boeing еще раньше поставили его в сложную ситуацию. Китай, Австралия, Великобритания, Нидерланды, мнофутболка чер, ретросамолет, keep calmгие страны Латинской Америки и Африки, но «ничто не нанесет такого серьезного удара по концерну как распространение запрета в Европе», отмечает Bloomberg. Стоимость его акций упала на торгах в Нью-Йорке на 6,6% до 373,7 долларов по состоянию на полдень вторника.

На этой неделе Boeing подешевел на рынке почти на 27 млрд долларов. Понятно, что приостановка полетов в США и Канаде скажется на его делах еще хуже.

Почему реакция такая острая и массовая

Европейский потребитель требует гарантий на любой продукт, за который платит деньги. А за услугу, от которой может зависеть и сама его жизнь - на все 300 процентов. К тому же на этот раз речь идет о вполне реалистичном опасении, что любой следующий рейс Boeing 737 MAX закончится катастрофой через несколько минут после старта со взлетной полосы. Ведь именно так произошло уже дважды в течение четырех месяцев.

29 октября 2018 Боинг 737 МАХ 8, выполняя рейс Lion Air разбился, упав в воды Яванского моря через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты, Индонезия. Все 189 пассажиров погибли. И тщетно было бы искать причины в изношенности машины или длительной эксплуатации: возраст воздушного судна на момент катастрофы составил ... два месяца.

А уже 10 марта 2019 самолет Боинг 737 МАХ 8, регистрационный номер ET-AVJ, выполняя рейс Ethiopian Airlines разбился примерно через 6 минут после вылета из аэропорта Аддис-Абебы. На момент катастрофы возраст самолета составлял ... четыре месяца.

Октябрьская катастрофа в Индонезии произошла из-за того, что пилоты не смогли справиться с автоматической системой, которая... как раз и должна была предотвратить аварию. Тогда сообщалось, что Boeing обновит программное обеспечение, чтобы избежать подобных трагедий.

После установления причин катастрофы в Индонезии Boeing направил авиакомпаниям предупреждение, в котором сообщалось, что похожая проблема может наблюдаться на ВСЕХ самолетах этого типа, выпущенных к тому времени. К предупреждению добавлялись инструкции для пилотов.

Получается, что погибшие пилоты Ethiopian Airlines знали о причинах катастрофы в Индонезии, имели ту самую «спасительную» инструкцию от производителя - и все равно не смогли предотвратить трагедию.

Конфликт человека и автоматики

Самолеты Boeing 737 MAX оборудованы системой MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), которая должна уберечь самолет от падения. Если самолет слишком быстро набирает высоту, значит его нос задран вверх, и машина может сорваться в неконтролируемое падение. Тогда автоматическая система начинает управлять рулем стабилизатора, опуская нос самолета вниз.

MCAS на самолетах Boeing 737 MAX 8 и 9 включается сама, даже когда отключен автопилот и живые пилоты ведут самолет в режиме ручного управления. Возникает «конфликт интересов» - пилоты снова пытаются набрать высоту, а автоматика вновь этому мешает. Перед падением в Индонезии пилоты более двадцати раз (!!) пытались поднять нос самолета вверх.

Причины падения самолета в Эфиопии еще устанавливаются, но уже известно, что вертикальная скорость "Боинга" после взлета была неустойчивой, что может свидетельствовать о той же проблеме на борту.

Автоматику можно отключить нажатием кнопки на штурвале, после чего пилот управляет рулем стабилизатора сам. Однако «...нужна достаточно быстрая реакция на произвольное включение автоматики в работу, плюс готовность побороть повышенные усилия на штурвале, плюс после отключения (автоматики. - Ред.) ... компенсировать уже возникшие нагрузки».

Впрочем, не все могут исправить даже умелые опытные пилоты.

Кто виноват и что делать

Wall Street Journal пишет, что компания Boeing не предупредила пилотов о возможных трудностях с автоматикой: «То, что эта система может неожиданно опустить нос самолета, когда автопилот выключен и экипаж не ожидает вмешательства в управление, стало откровением для многих пилотов, которые летают на этом новейшем лайнере в США». Кроме того, представители Boeing уверяли, что пилотам МАХ не потребуется дополнительная подготовка на тренажерах, и это использовалось в качестве одного из аргументов в пользу покупки лайнера авиакомпаниями.

Но пилоты Ethiopian Airlines, погибшие 10 марта, уже знали обо всем этом и были прямо проинструктированы, как действовать в таком случае. Поэтому, может выясниться, что проблема не только в пилотах.

Причиной катастрофы в Индонезии было официально названо не само произвольное срабатывание автоматики, а дефектный датчик скорости, который подал на MCAS ошибочную информацию. Пока идет расследование катастрофы в Эфиопии, нет ответа: был ли тот датчик поврежден только на одном самолете или была партия датчиков с дефектом - и следовательно, они установлены на нескольких (всех?!) машинах; была ли рекомендация проверить и заменить эти датчики на уже эксплуатируемых самолетах и ​​проводилась ли такая проверка на самолете, упавшем под Аддис-Абебой?

И к «легкого» отключения MCAS тоже возникли неожиданные вопросы. Пилот действительно может отключить автоматику при такой необходимости - подходит Боинга предусматривает, что в случае конфликта с автоматикой человек имеет приоритет. Но в случае с дефектным датчиком оказалось, что система продолжает включаться сама. Пилот только устраняет ее последнее срабатывания, но поскольку от датчика продолжают поступать критические данные - она ​​включается снова, так прописано ее программное обеспечение. И пилот здесь бессилен - индонезийские летчики выключали систему, которая, по замыслу, должна была их спасать, более двадцати раз.

Поэтому сейчас главная претензия к производителю - даже не сам пробел в безопасности самолета. А то, что было объявлено, будто проблема устранена. Расследование эфиопской катастрофы продолжается, возможно, будет установлено, что пилоты действовали вопреки инструкциям, или компания не выполнила выданных Боингом рекомендаций. Но твердая позиция Европейского агентства по авиационной безопасности, которая пошла на конфликт с «самым Боингом» и коллегами из Федерального авиационного управления США, подсказывает, что на этот раз дело не в перестраховке в угоду требовательному европейскому потребителю.

У американской авиакорпорациии Boeing Company - одного из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники со штаб-квартирой в Чикаго и основными производственными мощностями в Сиэтле, крупнейшей авиакосмической фирмы в США, крупнейшего экспортера страны, крупнейшего работодателя на северо-западе США, одной из двенадцати крупнейших промышленных корпораций Соединенных Штатов - беспрецедентно большие проблемы.

Поэтому к расследованию причин авиакатастрофы в Эфиопии будет приковано сейчас пристальное внимание во всем мире. Если окажется, что виноват производитель, и ему для исправления недостатка придется остановить выпуск, а авиакомпаниям во всем мире - эксплуатацию этой модели, то речь идет о сотнях уже выпущенных самолетов и более 5000, которые сейчас строятся по уже заключенным контрактам.

Компания Boeing может потерять контракты на USD 57 млрд, сообщает Bloomberg.

Замовлення на Boeing 737 MAX по роках (зеленим – вже виконані)Заказы на Boeing 737 MAX по годам (зеленым – уже выполненные)

Как это может отразиться на Украине

Первой авиакомпанией в Украине, которая разместила твердый заказ на новые Боинги, стала авиакомпания «SkyUp» - 20 марта 2018 года был подписан контракт на закупку на 5 самолетов (2 MAX-8 и 3 MAX-10) общей стоимостью 624 миллиона долларов. В сентябре о намерении приобрести MAX-8 сообщила МАУ, в феврале даже появилось его фото с завода Боинга в США. Этой весной ожидается первая поставка.

Сейчас SkyUp сообщила, что пока не собирается приостанавливать заказ. В конце концов, компания ничем не рискует и не вынуждена торопиться: расследование идет, самолеты еще строятся - результаты расследований и устранения выявленных недостатков будут учтены производителем.

Не исключен и ситуативный позитив: чтобы восстановить рыночные позиции, Boeing Company может предложить хорошие ценовые и офертные программы. И если для «богатых» стран скидка, пусть даже на 10-15 процентов, не соблазнительна без 101 процента гарантий безопасности, то «бедные» будут вполне рады и 99-процентным гарантиям.

Александр Волынский, Киев


Источник информации: Ukrinform

Поделиться ссылкой:  
 Tweet



Оригинальные подарки авиационной тематики


Перепечатка материалов разрешается только при наличии гиперссылки на www.aviation.com.ua
Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено