Дата: 16-10-19 10:48

КОСМОС: Астрономы выяснили, что мешает росту карликовых галактик

Оказалось, что это вовсе не вспышки сверхновых, а сверхмассивные черные дыры

Фото: © EPA/LUCA LIMATOLA/ESA/NASA

Наблюдения за десятками карликовых галактик помогли ученым доказать, что главным ограничителем их роста выступают не вспышки сверхновых, а мощные выбросы сверхмассивных черных дыр в их центрах. Они мешают притоку новых порций газа из межгалактической среды и замедляют формирование новых звезд. Свои выводы ученые опубликовали на страницах Astrophysical Journal.

"Мы ожидали, что мы увидим "ветер" от сверхмассивных черных дыр только в ходе последующих наблюдений. Поэтому нас удивило то, что мы зафиксировали однозначные следы его существования фактически сразу. Оказалось, что эти потоки газа были намного мощнее, чем мы изначально ожидали", - рассказала один из авторов работы Габриела Канализо, астроном из Калифорнийского университета в Риверсайде (США).

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Почти все ученые считают, что в центре каждой галактики находится сверхмассивная черная дыра, которая непрерывно поглощает раскаленный газ и пыль из окружающего ее «бублика» из пыли и газа. Часть этой материи черная дыра выбрасывает в виде тонких пучков газа, разогнанных почти до скорости света. Эти структуры, так называемые джеты, выделяют огромные количества рентгеновских и гамма-лучей, а также тепла.

Эти выбросы и сами сверхмассивные черные дыры интересны тем, что они напрямую управляют эволюцией тех галактик, где они находятся. К примеру, сейчас астрономы считают, что масса черных дыр, центральных областей и всей галактики в целом взаимосвязаны друг с другом. Как правило, на долю первых приходится примерно восьмая часть массы ядра и примерно 1-5% от общей массы галактики.

Многие карликовые галактики, как недавно выяснили астрономы, "нарушают" эту закономерность. В некоторых случаях ученые не могут найти черной дыры в их центре, а в других ее масса значительно выше, чем предсказывает теория. Это заставляет десятки научных групп активно изучать близлежащие объекты такого рода в попытках понять, чем они отличаются от более крупных скоплений звезд.

Новые загадки Вселенной

Канализо и ее коллеги открыли новую, крайне неожиданную особенность карликовых галактик, изучая структуру и окрестности пятидесяти ближайших к нам объектов такого рода. Для этого они анализировали снимки, сделанные в рамках проекта Sloan DigitalSky Survey.

Все они расположены относительно недалеко от Млечного Пути, свет от них идет до Земли всего 1,2 миллиарда лет. Это позволило ученым детально изучить структуру ядер этих галактик, найти в половине из них сверхмассивные черные дыры, а также проанализировать характер движения газа в окружающей их межгалактической среде.

В шести случаях Канализо и ее команда заметили, что эти объекты были окружены очень горячими, быстрыми и очень плотными потоками ионизированного газа. Они мешали более холодным скоплениям материи "падать" на карликовые галактики. Это замедляло формирование новых звезд внутри них и мешало их росту. Источником этих выбросов, как обнаружили ученые, были не вспышки сверхновых или другие процессы, связанные с крупными светилами, а сверхмассивные черные дыры.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Сам факт существования этих выбросов, а также их масштабы, как отмечает Канализо, не укладывается в текущие представления о том, как ведут себя карликовые галактики и какую роль в их жизни играют сверхмассивные черные дыры. Раньше ученые считали, что их выбросы вообще не влияют на развитие этих скоплений звезд, или же что они лишь усиливали те потоки газа, которые вырабатывают сверхновые и другие катаклизмы звездных масштабов.

Открытие сразу шести карликовых галактик, которые не подчиняются этому правилу, как считает Канализо, говорит о том, что мы не до конца понимаем, как черные дыры влияют на их эволюцию. Как предполагают ученые, эти объекты могут быть главной причиной того, почему карликовые галактики почти не меняются в размерах на протяжении многих миллиардов лет. Дальнейшее изучение близлежащих объектов этого типа, как надеются авторы статьи, поможет им доказать это или найти новое объяснение для их небольших размеров.

Джерело інформації: ТАСС