Дата: 26-11-19 10:04

КОСМОС: Два десятка галактик оказались полностью лишены темной материи

Китайские ученые обнаружили в близлежащих окрестностях Млечного Пути почти два десятка карликовых галактик, внутри которых темная материя или отсутствует полностью, или существует в “невидимых” для телескопов количествах. Фотографии этих объектов  вместе с описанием феномена опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

“Сразу 14 этих объектов находится в пустынных уголках космоса, на больших расстояниях от ярких и крупных галактик и других плотных скоплений материи. Их открытие ставит под сомнение современные космологические теории, которые описывают процесс формирования галактик”, – пишут исследователи.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Примерно полвека назад астрономы считали, что Вселенная состоит преимущественно из той материи, которую мы можем видеть и “пощупать”. Первые наблюдения за тем, как быстро движутся звезды на окраинах близлежащих галактик, показали, что это не так. Оказалось, что светила двигались примерно в десять раз выше, чем это предсказывала теория, которая опирается на массу всех звезд, скоплений газа, черных дыр и прочих объектов галактик.

Это загадочное расхождение, как сейчас считают астрофизики, можно объяснить с помощью так называемой темной материи – особой невидимой и почти неосязаемой субстанции, на чью долю приходится 75% от всей массы Вселенной. По текущим представлениям ученых, в каждой галактике мироздания темной материи в 8-10 раз больше, чем видимой. Она не только придает галактикам их огромную массу, но и удерживает их звезды на месте и не дает им “разбежаться”.

Год назад астрономы из Йельского университета совершили удивительное открытие – они открыли сразу две галактики в созвездии Волос Вероники, NGC1052-DF2 и NGC1052-DF4, где темной материи фактически нет. К открытию их привели наблюдения за своеобразными антиподами этих астрономических объектов, не менее загадочными “сверхтемными галактиками”. По своим размерам оба этих объекта не уступают Млечному Пути, однако их немногочисленные звезды вращаются вокруг их центров совсем не так, как это предсказывают теории, которые учитывают существование темной материи.

Новые загадки темной материи

Открытие NGC1052-DF2 и NGC1052-DF4, как пишут Ци Го из Национальной астрономической обсерватории КНР в Пекине и его коллеги, породило массу ожесточенных споров и дискуссий вокруг того, существуют ли эти галактики и как на самом деле они устроены. Китайские астрофизики попытались разрешить эти диспуты, проанализировав и сопоставив различные каталоги близлежащих карликовых галактик.

Сравнивая их снимки и наблюдая за отдельными объектами, ученые вычисляли скорости движения звезд и оценивали количество темной материи внутри них. Для этого они сопоставляли яркость всех галактик в целом и общую массу светил в них. В общей сложности они измерили доли темной материи в 324 близлежащих карликовых галактиках, которые находятся как внутри скоплений материи, так и в “космических пустынях”.

Оказалось, что сразу 19 в подобных объектах темной материи или полностью нет, или же она есть в таких количествах, которые наземные или космические телескопы не могут уловить.

Многие скептики, как отмечают Ци Го и его коллеги, предполагали, что NGC1052-DF2 и NGC1052-DF4 приобрели свои необычные черты в результате того, что одна из их соседок “украла” у них все запасы темной материи. Подобная теория их формирования в принципе не применима для почти всех галактик, открытых китайскими учеными, так как они родились в “пустоте” между другими скоплениями материями и никогда не сближались с другими объектами.

Открытие, по словам астрофизиков, ставит под сомнение современные космологические теории. Они устанавливают, что для формирования любой галактики нужен своеобразный “зародыш” из темной материи, или же говорит о том, что свойства у нее совсем не те, которые ей сейчас приписывают теоретики. Ци Го и его команда продолжают поиски подобных объектов для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, а также чтобы исключить вероятность того, что они просто ошиблись при замерах свойств этих “невозможных” галактик.