Дата: 08-05-20 13:29

КОСМОС: Астрономы выяснили, как на астероиде Рюгу возникли красные полосы

Японские планетологи проанализировали снимки, полученные камерами зонда “Хаябуса-2” в момент его посадки на поверхность астероида Рюгу, и нашли намеки на то, что загадочные залежи красных пород на его поверхности возникли в ходе его недавнего сближения с Солнцем. Выводы ученых были опубликованы в журнале Science.

“Присутствие красной материи на астероиде Рюгу можно объяснить тем, что примерно 300 тыс. лет назад его орбита временно поменялась, в результате чего он сблизился с Солнцем. Его поверхность начала сильнее прогреваться, что привело к покраснению залежей органики на его поверхности”, – пишут ученые.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Зонд “Хаябуса-2” был отправлен в космос в начале декабря 2014 года для изучения, забора и возврата проб с астероида Рюгу (в переводе с японского – Дворец дракона). Планетологи надеются, что он впервые доставит на Землю “чистые” образцы первичной материи Солнечной системы, собранные аппаратом в середине июля прошлого года.

Сбор этих образцов зонд осуществил в два этапа. Сначала он сблизился с поверхностью астероида в феврале 2019 года в точке “Таматебако” (“Волшебная шкатулка”) и выстрелил в нее пятиграммовой танталовой пулей. Через два месяца пилоты и научная команда миссии успешно реализовали вторую фазу, сбросив на Рюгу взрывпакет, чья масса составляла примерно 15 кг.

Он содержал в себе примерно 4,5 кг октогена и был устроен таким образом, что вся сила взрыва была направлена вниз, в сторону поверхности астероида. Успешно осуществив эту операцию, “Хаябуса-2” в июле прошлого года совершила еще одно сближение с поверхностью астероида в точке взрыва, забрав предположительно чистые образцы первичной материи Солнечной системы.

Сине-красный астероид

Как пишет научный руководитель миссии Сэйитиро Ватанабэ и его коллеги, сейчас японские планетологи начали сомневаться в этом, проанализировав снимки, собранные камерами аппарата в тот момент, когда он впервые опустился на поверхность астероида и поймал образцы пород, подброшенные выстрелом танталовой пули.

Дело в том, что сразу после прибытия “Хаябусы-2” к Рюгу ученые заметили, что его поверхность неоднородна по своему составу. Она покрыта чередующимися полосами из пород красного и синего цвета, природа которых оставалась загадкой для астрономов до недавнего времени.

В точке “Таматебако”, как отмечают ученые, преобладали породы синего цвета, которые планетологи ассоциировали с первичной материей Солнечной системы, а красная материя ассоциировалась с менее первозданной материей, попавшей в недра астероида в момент гибели его прародителя и формирования Рюгу из его обломков.

Когда ученые начали рассматривать кадры посадки и взлета “Хаябусы-2”, они обнаружили, что значительная часть этой красной материи представляла собой пескообразный материал, который легко “сдувался” с поверхности Рюгу двигателями зонда. Достаточно большие ее количества, как предполагают планетологи, попали внутрь межпланетной станции вместе с образцами синей первичной материи.

В свою очередь подобная структура красных регионов астероида, по словам планетологов, говорит о том, что они возникли на поверхности астероида относительно недавно, примерно 300 тыс. лет назад. Как считают ученые, это произошло в результате того, что орбита Рюгу в то время резко изменилась, в результате чего он впервые сбизился с Солнцем и покрылся тонким слоем красного “песка”.

Синие полосы на поверхности Рюгу, как отмечают ученые, возникли значительно позже, в результате того, что часть красного песка была выброшена из экваториальных регионов астероида под действием силы вращения, а также в результате формирования новых кратеров в других участках его поверхности. Изучение образцов красной и синей материи, которые “Хаябуса-2” доставит на Землю в конце этого года, поможет ученым проверить эту гипотезу и окончательно раскрыть историю формирования Рюгу.

Источник информации: Журнал "Все о космосе"