Дата: 18-05-20 10:50

КОСМОС: Метеорит Стерлитамак

Фрагмент метеорита Стерлитамак весом 315 кг, найденный в 1991 году.

А вы знали, что ровно 30 лет назад в южном Предуралье упал крупный метеорит общим весом более 300 кг – метеорит “Стерлитамак”!

В 23:20 17 мая 1990 года в 20 км западнее города Стерлитамака (Башкортостан) упал крупный железный метеорит! В XX столетии Стерлитамакское падение метеорита является вторым на планете, после Сихотэ-Алиньского, когда наблюдались болид, кратер, характер разброса грунтов и само метеоритное вещество. В этом заключается уникальность Стерлитамакского метеорита.

БОЛИД:

Карта направления и места падения метеорита Стерлитамак

“Крыловы (муж, жена, дочь), видели в чистом вечернем небе шар белого свечения, заискрившийся потом, как салют над Красной площадью. Учительница Андрюшенкова, очень точно определила силу удара: “Будто все вокруг поднялось и опустилось”. Механизатор Гаврилов решил, что у него трактор сломался. У некоего Япрынцева выскочил из руки паяльник.”

“Человек, профессионально наблюдавший движение болида, был учителем физики Р.К.Ибрагимовым. Вначале он увидел звездочку в созвездии Девы, яркость которой в течение 4 секунд возросла так сильно, что она стала ярче Венеры! Движение небесного тела нарастающей яркости (вплоть до минус 5-й звездной величины) завершилось вспышкой и появлением болида с хвостом.”

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Несколько секунд спустя после исчезновения болида жители поселка Стерлитамакский, расположенного всего в 1,5 км от места падения, услышали несколько взрывов, сопровождавшихся сотрясением почвы и
дребезжанием стекол.

“Анализ сообщений других очевидцев показал, что болид двигался с юга на север под углом примерно 40° к горизонту, оставляя светлый зигзагообразный след. Причем, некоторые очевидцы утверждали, будто болид светился вплоть до его столкновения с земной поверхностью. Все явление продолжалось 7-8 секунд. По этим наблюдениям сотрудник Комитета по метеоритам Р.Л. Хотинок определил азимут полета болида (350°) и угловую высоту его (47°) над горизонтом.”

КРАТЕР:

Кратер метеорита Стерлитамак в 1990 году

Кратер был обнаружен на вторые сутки после падения (19 мая 1990 года).

Прибывшие на место падения ученые увидели большой кратер диаметром 10 и глубиной 5 метров. Вокруг от ударной волны возник вал рыхлой земли высотой около 60 сантиметров.

Кратер метеорита Стерлитамак в 1990 году

“В тот же день (на вторые сутки после падения метеорита) мы с Эмиром Зуфаровичем стояли у свежего кратера. К счастью, территория вокруг него не была затоптана: по просьбе Гареева директор совхоза поставил туда человека, сдерживавшего натиск любопытных мальчишек. Кромка была круглой и ровной, яма – неправильной эллипсообразной формы. Как потом оказалось, максимальный диаметр кратера составлял десять метров, а глубина воронки достигала 4,5 – 5 метров. Мы не без трепета подобрали несколько крошечных оплавленных кусочков неземного вещества. Не было слов, чтобы выразить то чувство, что охватило нас от причастности к этому редкому чуду природы. ”

“Общий контур зоны дальних выбросов напоминал «бабочку» с несколько вытянутым восточным крылом. Невольно напрашивалось сравнение со знаменитым вывалом леса в форме бабочки, возникшим при взрыве Тунгусского метеорного тела, с той, правда, существенной разницей, что «крылья» той бабочки были направлены навстречу движению тела.”

Во время работ 1990-91 годов кратер метеорита был прорыт в глубину на 15 метров в результате были найдены 5 наиболее весомых обломков метеорита. Изначально, предположительно, самый массивный из найденных обломков метеорита был на глубине 12 метров.

МЕТЕОРИТ:

Поисковые работы на месте падения метеорита Стерлитамак в 1990 году

“23 мая 1990 года были найдены два осколка. Первый, массой 363 грамма, лежал возле кратера. Впоследствии его распилили на пластинки и использовали для анализов и аншлифов. Со вторым – в 865 граммов – поступили почти так же, только одну половинку передали в Стерлитамакский краеведческий музей.

Поисковые работы на месте падения метеорита Стерлитамак в 1990 году

27 мая, после того, как электроразведка показала два места с аномальным полем, в карьере на глубине восьми метров нашли ещё два обломка – уже покрупнее.
….
1 июня 1991 года девятиклассники Радик Салихов и Слава Никифоров, прогуливаясь возле котлована, нашли глыбу весом в 315 килограммов (в 60 метрах от центра кратера – в отвале глины, на глубине 0,2-0,5 м от поверхности отвала, почти на уровне земной поверхности). Странно, что экскаваторщик не почувствовал груза в ковше.” Данный обломок назвали “МС-5”.

Общая масса обнаруженных обломков метеорита составляет ~326 кг.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

“Исходя из эмпирической зависимости между максимальными размерами регмаглиптов (вмятины на поверхности метеоритов, похожие на сделанными пальцами в мягкой глине) и самого метеорита, поперечник Стерлитамакского метеорита можно приблизительно оценить в 1-1,5 м; если сопоставить эти результаты с морфологическими характеристиками самого крупного из найденных образцов, можно предположить, что метеорит представлял собой плитообразное тело, расколовшееся на части у самой поверхности земли. Удар этого метеоритного роя и привел к образованию кратера.”

“По разным расчетам и оценкам специалистов-геологов общая масса метеорита должна быть примерно в три-четыре раза больше, чем извлечено (326 килограммов). Так что вполне вероятно, что основное тело – не то, что в музее, а то, что все еще остается в земле (подтверждают это и магнитные аномалии, фиксируемые в окрестностях кратера.). Но полевых работ пока не предвидится. Сезон 1990-1991 годов был первым и единственным. В озерке, образовавшемся на месте кратера, уже плещется рыба (караси).”

К сожалению, после обнаружения вышеуказанного обломка метеорита МС-5, полевые работы на объекте были приостановлены и более уже не возобновлялись. К тому же самый крупный обломок (МС-5) был взят под государственную (республиканскую) охрану и был внесен запрет на отпиливание образцов от обломка метеорита, что не позволило произвести внутренние исследования метеорита и его химического состава. Такие исследования были произведены только в отношении более мелких обломков. Сейчас метеорит хранится в Музее археологии и этнографии Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН.

Список всех задокументированных обломков метеорита:

МС-1. Масса 363 г, первоначальные размеры 6,5×3,5×3 см. Обнаружен
23 мая 1990 г. на поверхности, вблизи кратера. Распилен на пластинки.
Почти весь (кроме 2 пластинок) использован на анализы и на аншлифы.

МС-2. Масса 6600 г. ~ 25×6×5 см. Обнаружен 27 мая в разведочном
карьере, в глинистой массе, на глубине ~ 8 м. Находится у академика АН РБ
М.А. Камалетдинова.

МС-3. Масса 865 г. ~ 8×5×3 см. Обнаружен 23 мая 1990 г. на поверхности, вблизи кратера. Половина распилена на пластинки и частично использована на анализы и на аншлифы. Другая половина передана в краеведческий музей г. Стерлитамак.

МС-4. Масса 3060 г. Размеры 21×6–4×3 см. Обнаружен 27 мая 1990 г. в разведочном карьере, в глине, на глубине ~ 8 м. Разрезан (в сентябре 2001 г.) на две неравные части. Обе хранятся в Институте геологии УНЦ РАН.

МС-5. Масса 315 кг. Размеры около 50×47×27 см. Обнаружен 1 июня 1991 г. в разведочном карьере, предположительно на глубине 12 м. Хранится в Музее археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН. Объявлен национальным достоянием Республики Башкортостан (равно как и другие экземпляры).

Внутреннее строение и вещественный состав метеорита изучались только по первым двум обломкам метеорита.