Дата: 05-06-20 09:19

КОСМОС: Российские ученые придумали новый способ поиска жизни на Марсе

Российские ученые разработали новый способ поиска жизни на Марсе и других небесных телах Солнечной системы – с помощью лазерного сканирования их поверхности с борта космического аппарата или посадочной станции, рассказал РИА Новости директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ, вице-президент международного Комитета по космическим исследованиям Михаил Панасюк.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

“Мы придумали на основе метода, предложенного биологами нашего университета, методику измерений и прибор для определения выживаемости микроорганизмов в космическом пространстве. Метод основан на флуоресцентном излучении биообъектов микроскопического размера после их облучения лазерным лучом. По характеристикам возникаемого флуоресцентного излучения мы можем судить, есть ли жизнь на исследуемом объекте или нет”, – сказал он.

С помощью такого прибора можно исследовать объекты на расстоянии десятков и сотен километров, но способ позволяет обнаружить следы жизни только на поверхности, но не под землей, пояснил Панасюк.

Новый метод, по словам ученого, будет опробован в 2021-2022 годах, когда на околоземную орбиту планируется вывести малый спутник для тестирования нового способа поиска жизни.

“Мы разработали научный прибор очень маленького размера и в составе CubeSat 1U (термином CubeSat 1U обозначают спутники с размером 10х10х10 см – ред.) или 2U (размер 10х10х20 см – ред.) мы сможем запустить его в космос.

Программа очень интенсивно развивается”, – сказал Панасюк.

Внутри аппарата на околоземной орбите будут находиться биологические объекты, скорее всего, водоросли, на которых планируется протестировать технологию поиска жизни.

Кроме того, рассказал ученый, подписано соглашение с итальянскими партнерами, которые занимаются астробиологией и разработали иной, но похожий метод поиска жизни в космосе. Они запустят свой космический аппарат при поддержке Европейского космического агентства в июле текущего года. После этого две группы ученых планируют создать совместный спутник формата CubeSat 3U или 6U, где будут установлены российский и итальянский приборы.

Научная работа, обосновывающая такой способ поиска жизни, опубликована в последнем номере журнала “Космические исследования”. В разработке метода приняли участие сотрудники НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцына МГУ, физического и биологического факультетов МГУ, НИИ физико-химической биологии им. А.Н.Белозерского МГУ. Работы проведены в рамках разработки научной аппаратуры для российского космического аппарата “Бумеранг”, которому предстоит исследовать Марс и привезти на Землю пробы грунта с марсианского спутника Фобоса.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

В работе обосновано, что посадочные станции и роверы не способны охватить исследованиями с целью поиска следов жизни большие площади, а коптеры, воздушные шары и дирижабли зависят от плотности атмосферы и ветров исследуемых планет. В этой связи предпочтительным является размещение сканирующих устройств на космических аппаратах, исследующих нужный объект на пролетной траектории или с орбиты. Хотя разработанный российскими учеными способ подходит и для поиска жизни после посадки на планету спускаемого аппарата.

Учитывая, что жизнь на Земле возникла из микроорганизмов, а некоторые из них способны выдерживать экстремальные условия, сравнимые с космическими, ученые делают вывод, что при поиске следов жизни в Солнечной системе в первую очередь следует ориентироваться на поиск простейших микроорганизмов.

Источник информации: Журнал "Все о космосе"