Дата: 09-06-20 10:35

КОСМОС: “Астероидная пушка” показала, как образовывались аминокислоты в океанах Земли и Марса

Эксперименты со своеобразной “астероидной пушкой” показали, что во время падений астероидов в древние океаны Марса и Земли аминокислоты могли возникать напрямую из молекул углекислого газа и азота. Результаты опытов опубликовал научный журнал Scientific Reports.

“Молекулы органики могут легко формироваться из аммиака и метана, концентрация которых в атмосфере юной Земли была очень низкой. Мы выяснили, что аминокислоты могли напрямую возникать из двуокиси углерода и азота при падениях астероидов, что подчеркивает их важность в эволюции биомолекул”, – прокомментировал один из авторов работы, доцент Университета Тохоку (Япония) Йосихиро Фурукава.

Согласно представлениям планетологов, в первые мгновения существования Земли на ней не было большого количества воды и органики. Это связано с тем, что их молекулы должно было разрушать ультрафиолетовое излучение Солнца или уносить в открытый космос еще до того, как сформировался зародыш нашей планеты.

Современные запасы воды и органики, как предполагает большинство исследователей, появились на Землю уже после ее появления в результате длительной бомбардировки астероидами или кометами. Открытия последних лет заставляют планетологов больше склоняться в сторону последних.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

В частности, изотопный и химический состав кометы Чурюмова–Герасименко говорит о том, что в недрах этих небесных тел может присутствовать спирты, сахара и другие “кирпичики жизни”. Кроме того, изотопный состав воды в хвосте сразу нескольких комет оказался очень близким к земному.

Новый источник аминокислот

Изучая то, какие реакции происходили внутри аналога первичного океана Земли при падении астероидов на его поверхность, Фурукава и его коллеги нашли новое потенциальное объяснение этой аномалии, а также узнали, как могут формироваться простейшие аминокислоты.

Для этого физики создали своеобразную “астероидную пушку” – устройство, котороые может разгонять до высокой скорости небольшой образец материи, по составу похожей на углистые хондриты и другие типы астероидов. Этот прибор сталкивал такие искусственные метеориты с аналогами пород или океанов древней Земли, которые были окружены атмосферой из смеси азота и углекислого газа.

Таким образом ученые исследовали, какие химические реакции происходили в результате подобных катаклизмов и могли ли аминокислоты и другие “кирпичики жизни” пережить их. Эти опыты неожиданно показали, что в результате некоторых типов столкновений сами по себе формировались сразу несколько простейших аминокислот, в том числе глицин и аланин.

Детально изучив обстоятельства их формирования, геологи пришли к выводу, что эти молекулы не попадали в океан с материей астероидов, а образовались внутри них, в результате сложных реакций между углекислым газом, азотом и водой. Аналогичным образом, как предполагают исследователи, можно получить и другие аминокислоты.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Подобный сценарий может объяснять, как сложная органика появилась не только на Земле, но и на Марсе, на поверхности которого в далеком прошлом существовали океаны, а атмосфера почти полностью состояла из углекислого газа и азота. Следы этого процесса, как заключают Фурукава и его коллеги, могут присутствовать в древнейших отложениях осадочных пород на Марсе.