Дата: 15-06-20 15:17

КОСМОС: Астрономы зарегистрировали редкое затмение коричневого карлика

Коричневый карлик в представлении художника
NASA/JPL-Caltech

Астрономы зарегистрировали редкое затмение коричневого карлика в Плеядах, которое может свидетельствовать о наличии у субзвездного объекта компаньона. Если предположение подтвердится, то Roque 12 станет одной из немногих известных двойных систем, где оба компонента — коричневые карлики. Препринт доступен на сайте arXiv.org.

Рассеянное скопление Плеяды в созвездии Тельца — одно из ближайших к Земле звездных скоплений, которое хорошо видно даже невооруженным глазом, а современные телескопы различают в нем более 800 светил. Кроме того, благодаря относительной молодости и яркости скопления, а также небольшому расстоянию до него (оно составляет около 400 световых лет), астрономы смогли обнаружить в нем десятки коричневых карликов — объектов, занимающих промежуточное положение между планетами-гигантами и звездами. Их масса больше массы Юпитера как минимум в 13 раз, но недостаточна для поддержания термоядерного «горения» водорода.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Одним из коричневых карликов оказался Roque 12, который был обнаружен Лейфом Фестином (Leif Festin) в 1998 году. Субзвездный объект относится к спектральному классу M7,5 и имеет массу в 63 раза превосходящую массу Юпитера. В прошлом исследователи не находили у него гравитационно связанных компаньонов, однако теперь выяснилось, что Roque 12 может быть частью двойной системы.

Алекс Шольц (Aleks Scholz) из Сент-Эндрюсского университета вместе с коллегами проанализировал архивные результаты наблюдений, выполненных в 2002 году с помощью телескопов обсерватории Калар Альто. Выяснилось, что инструменты зарегистрировали затмение Roque 12, которое продлилось 1,3 часа. Во время события видимая звездная величина небесного тела увеличилась на 0,6 (чем больше звездная величина, тем тусклее объект) — это значит, что прошедший перед коричневым карликом объект закрыл почти половину небесного тела. При этом ученые не зафиксировали измеримого изменения цвета Roque 12.

Авторы считают, что наблюдаемое затмение может лучше всего объясняться присутствием компаньона, который вращается вокруг Roque 12 по вытянутой орбите. Согласно их расчетам, его масса составляет от 10 до 42 масс Юпитера — то есть это либо планета-гигант, либо, с большей долей вероятности, коричневый карлик. При этом анализ наблюдений, которые проводились телескопом «Кеплер» в 2015 году в течение 70 дней, не выявил повторного затмения. Это может объясняться либо большим периодом обращения компаньона, либо тем, что астрономы на самом деле зарегистрировали не коричневый карлик, а облако газа и пыли, прошедшее перед субзвездой (однако исследователи не обнаружили характерных признаков).

Если ученым удастся подтвердить существование компаньона, то Roque 12 станет одной из немногих известных двойных коричневых карликов. В прошлом похожую систему удалось обнаружить американским ученым, однако расстояние между ее компонентами составляет 341 астрономическую единицу.

Кристина Уласович