Дата: 17-06-20 12:13

КОСМОС: Астрономы составили первую сверхдетальную карту атмосферы Антареса

Астрономы получили первые детальные данные об устройстве верхних оболочек Антареса – одной из крупнейших и ярчайших звезд в ближайших окрестностяхЗемли. Оказалось, что температура внутренних слоях атмосферы этой звезды неожиданно низкая. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Astronomy & Astrophysics.

“Мы выяснили, что хромосфера Антареса по звездным меркам едва теплая, а не очень горячая, как показывали предыдущие наблюдения в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах. Мы предполагаем, что это связано с тем, что в наших радиоволновых данных видны свойства всех молекул газа и плазмы в атмосфере звезды, а не только самых горячих ее компонентов”, – рассказал один из авторов работы, астрофизик из Института передовых исследований (Ирландия) Имон О’Гормэн.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Антарес – это самая яркая звазда созвездия Скорипона, которую можно увидеть в России и других странах Северного полушария даже невооруженным глазом. Она находится на расстоянии в 600 световых лет от Земли. Это очень большая звезда диаметром примерно в 400 раз больше Солнца и тяжелее его примерно в 12–13 раз.

Сейчас Антарес находится на последнем этапе звездной эволюции, стадии красного сверхгиганта. Так ученые называют престарелые звезды, которые почти полностью исчерпали запасы водорода, резко расширились и начали сбрасывать вещество внешних оболочек в открытый космос. В результате возникает огромное количество пыли и формируются яркие газопылевые туманности.

Фабрики космической пыли

Поэтому Антарес, а также еще одна крупная престарелая звезда, Бетельгейзе, постоянно привлекает внимание астрономов. Они изучают, что происходит в недрах этих светил на последних фазах их существования. К примеру, в феврале астрономы обнаружили, что форма Бетельгейзе значительно изменилась после загадочного периода потускнения, который начался осенью прошлого года и закончился в январе.

Изучая структуру атмосферы Антареса с помощью радиотелескопов VLA и ALMA, которые работают в миллиметровом и сантиметровом диапазоне радиоволн, О’Гормэн и его коллеги открыли еще одну необычную особенность престарелых гигантских звезд.

С помощью этих телескопов ученые не только рассмотрели, как устроена “поверхность” Антареса, но и поняли, как далеко простираются границы ее хромосферы – первого слоя атмосферы. Как правило, температура хромосферы значительно выше, чем у расположенной под ней фотосферы, верхнего слоя “поверхности” звезд, однако она значительно холоднее, чем корона – верхний и самый разреженный слой атмосферы светил.

Однако хромосфера Антареса оказалась абсолютно не похожа на то, как устроена аналогичная прослойка в атмосфере Солнца. В частности, она оказалась почти в 2,5 раза шире диаметра самой звезды, что в несколько тысяч раз больше, чем размеры хромосферы Солнца. При этом ее температура оказалась неожиданно низкой – всего 3,8 тыс. кельвинов, что в разы меньше температуры хромосферы Солнца, а также примерно в два раза ниже других замеров для Антареса.

Более того, наблюдения за другими слоями атмосферы этой звезды указывают на то, что по своей структуре и нагреву она может быть очень неоднородной, что характерно и для Бетельгейзе. Последующие наблюдения за этими звездами, как надеются ученые, помогут астрономам понять, как возникают такие неожиданно горячие и холодные участки и выяснить, как они влияют на формирование газопылевых туманностей, материя которых впоследствии служит “стройматериалом” для рождения планет у других звезд.

Источник информации: Журнал "Все о космосе"