Дата: 15-07-20 13:49

КОСМОС: SpaceX заставляет Евросоюз думать на два шага вперёд

Kомиссар Европейского Союза, курирующий космическую промышленность, признал, что компания SpaceX изменила игру на рынке коммерческих запусков, определив стандарты ракет-носителей, и что строящаяся европейская ракета Ariane 6, возможно, уже устарела.

Еврокомиссар Тьерри Бретон (Thierry Breton) публично высказал мысль, что «Ariane 6 – это необходимый шаг, но не конечная цель: мы должны начать думать уже сейчас об Ariane 7».

Ariane 6 – это новая ракета Европейского космического агентства (ESA), которая предназначена для замены существующей рабочей лошадки Ariane 5, кроме того, она должна так же стать экономичной и сократить расходы агентства на запуски. Однако конструкция ракеты и лежащая в её основе стратегия были определены ещё до того, как SpaceX начала регулярно демонстрировать возможность многократного использования своей Falcon 9, фактически создав ракету, оптимизированную для рынка, который вскоре прекратил своё существование.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Основываясь на экономически невыполнимом проектном решении о создании гибридной первой ступени на жидком топливе и твердотопливных ракетных ускорителей (SRBs), а также на конструктивно неэффективном использовании водорода и кислорода как топлива, Ariane 6 рассчитана на конкуренцию с такими ракетами ULA, как Delta IV, Atlas V и будущей ракетой Vulcan. Однако не было сделано даже попыток изготовления хотя бы некоторых деталей Ariane 6 для повторного использования, поэтому ракета будет на 100% одноразовой.

Существующая в планах многоразовая ракета Ariane 7 может быть готова только к началу 2030 годов. Среди её конкурентов к тому времени будут существовать: сверхнадёжная Falcon 9, многоразовая система Starship, и частично многоразовая New Glenn. Частично многоразовый Vulcan, клон Falcon 9 из Китая, многоразовая ракета MHI, и возможно что-то ещё.

Несмотря на то, что Ariane 6 с коммерческой точки зрения мертворожденная, она всё ещё впечатляет. Две версии различаются двумя или четырьмя твёрдотопливными ускорителями. Ожидается, что A62 будет стоить около USD 82 млн и сможет запустить до 5000 кг на геопереходную орбиту, обычно используемую для спутников связи, которые являются хлебом насущным для Ariane 5. Удваивая стоимость твердотопливных ракетоносителей, A64 будет стоить не менее USD 135 млн и сможет вывести до 11,5 тонн на GTO и 5 тонн на геостационарную орбиту.

По сравнению с частично многоразовыми предложениями от SpaceX в лице Falcon 9 и Falcon Heavy, Ariane 6, таким образом, оказалась в немного неподходящей ситуации. По самой последней информации, базовая цена коммерческого запуска на орбиту на Falcon 9 уже может составить до около USD 50 млн. Falcon 9 с лёгкостью перегоняет Ariane 62 и способна вывести более 16 тонн на низкую околоземную орбиту (A62: 10,3 тонны) и 5,5 тонн (A62: 5 тонн) на геопереходную орбиту и стоит при этом почти на 40% дешевле. Технически, Ariane 64 более жизнеспособна с точки зрения производительности, но Falcon Heavy может предложить почти такие же характеристики на более высоких орбитах, и значительно превосходящие — на более низких, при этом позволяя повторно использовать все три разгонных блока.

С точки зрения стоимости, Falcon Heavy либо соответствует, либо превосходит A64, с существующими контрактами от USD 115 до USD 130 млн на запуск чрезвычайно дорогостоящих полезных грузов от NASA и американских военных. А по данным SpaceX, базовая цена ракеты (в полностью многоразовой конфигурации) может составить всего USD 90 млн.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Как только у SpaceX появятся три действующие беспилотные платформы на восточном побережье, Falcon Heavy сможет отправить до 10 тонн на геопереходную орбиту причём все три ускорителя смогут приземлиться на платформы. Если один из этих трёх ускорителей будет израсходован, то её мощность вырастет до 16 тонн, что на 40% больше, чем у A64.

Если предположить, что до первых запусков Ariane 6 в 2021-2022 годах никаких улучшений не произойдёт, то существующие ракеты Falcon 9 и Heavy уже превосходят новейшую европейскую ракету. Поэтому неудивительно, что один из комиссаров ESA публично намекнул на то, что Ariane 6 устарела ещё до первого запуска. Что касается Ariane 7, то никаких официальных планов пока нет, хотя ESA, Французское космическое агентство (CNES) и Arianespace имеют в работе скудные концепции метанокислородной ракеты на жидком топливе с двигателем многоразового использования.

Теоретически такая ракета, как Themis, могла бы вернуть Европу в конкурентоспособную мировую космическую отрасль по запускам, но история разработки ракет-носителей ESA говорит о том, что как и переход от Ariane 5 и Ariane 6 (стоимость составляет > USD 4 млрд) потребует огромных финансовых вливаний и 5-10 лет разработки новой ракеты. Есть ли столько времени у Европы, покажет время.


Источник информации: Журнал "Все о космосе"

Поделиться ссылкой:  
 Tweet



Перепечатка материалов разрешается только при наличии гиперссылки на www.aviation.com.ua
Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено.
Позиция администрации может не совпадать с мнениями авторов, публикующих статьи.