Дата: 07-09-20 10:03

Карантин. Как выживать авиаперевозчикам?

Карантин. Как выживать авиаперевозчикам?

Отрасль нуждается в высшем пилотаже: крутое пике, вираж, штопор, горка - выбор за правительствами и бизнесом

Человечество еще не оправилось от первой волны пандемии коронавируса, а ученые прогнозируют вскоре вторую. Более серьезную по последствиям, особенно для одной из важнейших отраслей мировой экономики – пассажирских авиаперевозок. Укринформ продолжает исследовать, как иностранные правительства и бизнес пытаются противостоять вызовам в отдельных отраслях национальных экономик и на какие творческие решения решаются, чтобы остаться «на крыле».

ЖЧитайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

КОРОНАВИРУСНЫЕ ВЫЗОВЫ НЕБУ

Одной из наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей мировой экономики остаются пассажирские авиаперевозки. По словам главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Александра де Жунака, 2020 год с финансовой точки зрения станет «худшим в истории авиации». Доходы авиации вследствие коронавируса упадут вдвое по сравнению с 2019 годом, или до 419 млрд долларов.

Парк большинства авиакомпаний состоит из иностранных самолетов, взятых в лизинг, за которые они должны вносить лизинговые платежи. Пассажиропоток упал катастрофически. Соответственно, сократились денежные поступления. Коронавирусный кризис привел к серьезному падению цен на нефть, и соответственно авиационное топливо подешевело, в определенной степени снизились расходы на зарплаты персонала. В то же время большинство расходов сохранилось, лизинговые платежи никуда не делись, их необходимо вносить. Чтобы привлечь пассажиров после отмены карантинных ограничений, авиакомпании прибегают к креативным приемам и ноу-хау, которые уже стали историей современного маркетинга.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПИСЬМА ЭМПАТИИ

Еще в начале кризиса, в марте-апреле, нидеоландская авиакомпания KLM Royal Dutch Airlines начала рассылать персональные бумажные и электронные письма за подписью генерального директора Питера Элберса. Избегая хитроумных сентенций, автор письма попытался убедить клиента, что, несмотря на коронавирус, полеты с KLM по-прежнему безопасны. «Перед каждым вылетом самолеты тщательно очищаются и дезинфицируются. В частности, обрабатываются откидные столики, ремни безопасности, подлокотники и подголовники сидений, коврики, кухонная зона и туалеты. В воздухе стюарды и стюардессы усердно работают, чтобы поддерживать чистоту в самолете», - говорилось в письме.

Кроме того, KLM напомнила, что в салоне используют фильтры НЕРА, которые на 99,9% эффективны в предотвращении распространения бактериальных и вирусных организмов, в т. ч. COVID-19. Если у пассажира будут выявлены симптомы заболевания, то специальные антивирусные средства и экипаж помогут ему и изолируют других.

Питер Элберс уверял, что перевозчик ежедневно отслеживает информацию ведущих экспертов Всемирной организации здравоохранения и Национального института здравоохранения и окружающей среды, делает выводы и действует в соответствии с инструкциями. «В это эмоциональное время вы можете быть уверены, что мы последовательно действуем, принимая решения, основанные на фактах и обстоятельствах», - убеждает авиакомпания и обещает, что пассажиры смогут беспрепятственно и без комиссии изменить рейс, их будут информировать о возможных изменениях с помощью смс-сообщений. И напоследок Питер Элберс пообещал заботу о многотысячном персонале и поблагодарил всех, кто проявит эмпатию к компании. До сих пор неизвестно, достучалась ли до «сердец» авиакомпания, но, судя по открытой онлайн-продаже билетов, люди летают KLM.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

БЕСКОНТАКТНЫЕ КАССЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Японская авиакомпания Japan Airlines, несмотря на традиционную приверженность церемониальному этикету, отказалась от персональных писем, решила пойти дальше дезинфекции персонала и салонов воздушных судов. Японцы предложили пассажирамбесконтактные автоматы для самостоятельной регистрации. Автомат оснащен датчиками движения, благодаря которым клиент может пользоваться ним, не касаясь поверхности. Устройство реагирует на палец, расположенный на расстоянии 3 см от экрана. Ноу-хау совместно разработано корпорацией Mitsubishi Electric Information Systems и компанией Oki Electric Industry. Изобретение призвано помочь в борьбе с распространением коронавируса.

Эти бесконтактные кассы появились в аэропорту Ханеда и проходят «стажировку» до 15 сентября. После опроса клиентов авиакомпания будет принимать решение - запускать в серию или нет. Авиапассажирский поток в Японии резко снизился из-за опасений новых вспышек и распространения COVID-19. Japan Airlines заявила, что в сентябре количество внутренних рейсов составит 63% от обычного расписания в это время.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

БЕСШОВНЫЕ ПОЛЕТЫ

Гиганты Персидского залива авиакомпании Emirates и Flydubai возродили свое стратегическое партнерство, которое предлагает бесшовные поездки в более чем 100 пунктов назначения через Дубай. Арабы акцентировали внимание клиентов на более широком подключении, удобстве и гибкости путешествий.

Теперь клиенты авиакомпании Emirates путешествуют на кодшеринговых рейсах в более чем 30 пунктов назначения Flydubai, в то время как у клиентов Flydubai более 70 направлений для перелета лайнерами партнера. Некоторые из любимых направлений Flydubai для пассажиров авиакомпании Emirates включают Белград, Бухарест, Киев, Софию и Занзибар.

По словам коммерческого директора авиакомпании Emirates Аднана Казима, клиенты могут еще раз воспользоваться дополнительными преимуществами авиакомпании Emirates и Flydubai, чтобы получить доступ к расширенной сети городов по единому билету и комплексную программу лояльности, наслаждаться безопасным, плавным и бесстрессовым трансфером через Дубай и проверить свой багаж до конечного пункта назначения.

Главный коммерческий директор Flydubai Хамад Обайделла добавил, что есть уверенность: спрос на полеты продолжит рост по мере постепенного снятия ограничений на международные поездки. Flydubai возобновил работу в 32 локации по всей сети с июня и ожидает, что это количество неуклонно будет расти в течение ближайших месяцев.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Літаки Flydubai та Emirates в аеропорту Дубая / Фото: Emirates
Самолеты Flydubai и Emirates в аэропорту Дубая / Фото: Emirates

Дубай ввел строгие протоколы в сфере здравоохранения и безопасности, которые призывают хорошо информированных пассажиров путешествовать местными авиалиниями. Весь воздушный флот авиакомпаний перешел на фильтры HEPA для устранения пыли, аллергенов и микробов из воздуха салона и кабины пилотов. Транзитные пассажиры проходят тепловой досмотр в аэропорту. Трансферные стойки в аэропорту Дубая оснащены защитными антимикробными экранами, а сотрудники одеты в средства индивидуальной защиты. Удобная логистика между терминалами создает комфорт для транзитеров из Африки, Центральной Азии и Европы.

ПУСТОЕ КРЕСЛО ТОЖЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ

А вот немецкий лоукостер Eurowings начал зарабатывать на пустых местах в самолете.Авиакомпания ввела возможность для пассажиров оставить соседнее кресло свободным. За несколько недель тестового режима, во время которого услугу предлагали только через колл-центр, ею воспользовались более 5 тысяч раз. "Концепция ультралоукостов с начала коронакризиса больше не работает, по крайней мере в Германии. Поэтому предполагаем, что свободные средние кресла станут важной частью сервиса путешествий в будущем», – убеждены в Eurowings. Теперь пассажир Eurowings может заблокировать соседнее кресло, приобретя билет из любого класса бронирования.

Услуга предоставляется по цене от 18 евро, но только на европейских рейсах. На данный момент ее можно забронировать только через колл-центр авиакомпании. С сентября опция доступна для заказа на сайте и гарантирована. Ранее Eurowings гарантировала свободное соседнее кресло только тем пассажирам, которые купили билет по самому дорогому тарифу BIZ class. По словам главы Eurowings Йенса Бишофа, пассажиры авиакомпании часто хотят больше комфорта и социальной дистанции на борту. Сегодня эта бюджетная немецкая авиакомпания летает в 46 стран.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Літак Eurowings / Фото: Rüdiger Wölk
Самолет Eurowings / Фото: Rüdiger Wölk

"ГИБКИЕ" БИЛЕТЫ

А вот польская авиакомпания LOT ввела «гибкие» билеты. Новый гибкий тариф Flex Plusпозволяет бесплатно менять дату вылета и после оплаты сбора менять имя путешественника в бронировании. При этом в случае изменения даты вылета ни один штраф не взимается, но пассажира могут попросить доплатить разницу тарифов, если новый билет стоит дороже старого.

Изменить имя путешественника в бронировании можно не менее чем за 48 часов до вылета при оплате фиксированного сбора 60 евро, однако все рейсы должны выполняться LOT'ом. При этом возврат билета по тарифу Flex Plus возможен во всех классах обслуживания после оплаты штрафа. На среднемагистральных рейсах его стоимость составляет 30 евро в эконом-классе и 65 евро - в бизнес-классе. На дальнемагистральных – стоимость в эконом-классе достигает 60 евро, в премиум и бизнес-классе - 100 евро.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Безусловно, новые подходы и успешные маркетинговые идеи оживили ситуацию в отрасли, но вряд ли восстановят ее до докризисного уровня. Владельцы авиакомпаний, эксперты и, собственно, сами клиенты понимают: рынок пассажирских авиаперевозок изменится. На фоне санитарно-регуляторных изменений отрасль будет искать новые бизнес-модели сначала выживания, впоследствии существования и наконец процветания. Такую эволюцию во времена серьезных кризисов в истории авиация демонстрировала неоднократно.

Сегодня авиаперевозки – это серьезный бизнес на триллионы долларов, которым управляют очень богатые люди. Вызов нынешней бизнес-модели отрасли заключается в дисбалансе. Не секрет, что роль локомотива технологической цепочки пассажирских авиаперевозок выполняют авиакомпании, при этом они несут наибольшие риски и расходы. Но их доходность самая низкая. В лучшие годы она составляла 2-4% от остальных элементов выбранной бизнес-модели. Вспомним показатели прошлого года, которые обнародовало IATA. Для финансового баланса индустрия нуждается в пересмотре маржинальности или рентабельности продаж, которая определяет прибыльность любого бизнеса, а следовательно, ее уровень свидетельствует о финансовой успешности компании.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Успех пассажирских авиаперевозок также зависит от насыщенности потока клиентов. Отрасль характеризует сезонность. Пассажиры меньше летают зимой и больше летом. Вот авиакомпании и выстроили систему под эту капризную особенность. Ежегодные планы развития предусматривают выделение средств на закупки топлива заранее. А геополитические события последнего десятилетия существенно влияют на рынок нефти и ее цену. Поэтому большинство авиакомпаний хеджируют закупки, то есть фактически оплачивают счета за топливо на год вперед. Зимой авиакомпании зарезервировали большие объемы топлива и воспользовались услугами хедж-фондов. Средства потрачены, а перевозки остановились. И такая ситуация, даже несмотря на падение цен на нефть, не добавляет отрасли оптимизма.

Создание конкурентной привлекательности для клиентов лежит в основе появления лоукостеров. После появления бюджетных авиакомпаний борьба за удешевление стоимости билета только усилилась. Как следствие, доходов авиакомпаний непосредственно от продажи перевозок недостаточно для покрытия расходов. На самом деле, пассажирские авиаперевозки жили в несоответствии своим доходам. Поэтому в отрасли вызрели изменения как в части расходов, так и прибылей.

Уровень рентабельности будет подниматься за счет авиапроизводителей и лизинговых компаний. Оптимизация также будет осуществляться за счет сокращения операционных расходов благодаря энергосбережению (новые виды биотоплива), увеличению механизации и постепенному вытеснению человеческого труда искусственным интеллектом. Все продажи и регистрации уже почти перешли в интернет. Электрическая тяга и беспилотные воздушные суда на сегодня не просто экспериментальные концепты, это реальные прототипы, а в перспективе – серийные образцы.

Читайте также - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Страны с многочисленным платежеспособным населением и с развитой отраслью авиастроения, скорее всего, пойдут по пути протекционизма – национализация авиакомпаний, прямые государственные субвенции, ограничение минимальных тарифов на пассажирские перевозки, введение различных ограничений для иностранных авиакомпаний, заключение двусторонних соглашений, сокращение перевозчиков, локаций и тому подобное.

Правительствам остальных стран придется создавать благоприятные условия для авиационных пассажирских перевозок и предоставления максимально бюджетной и устойчивой возможности гражданам летать за рубеж. Внутренний рынок этих стран станет средой лоукостеров. Местные авиакомпании ждут тарифные ограничения.

Роман Сущенко, Киев

Фото: pixabay.com и из открытых источников


Источник информации: Ukrinform

Поделиться ссылкой:  
 Tweet



Перепечатка материалов разрешается только при наличии гиперссылки на www.aviation.com.ua
Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено