Дата: 24-09-20 10:10

КОСМОС: Космическое будущее: увидеть и воплотить

О силе воображения, мечтательном порыве и корабле «Орел»

О миссии космического художника, космическом дизайне и будущих станциях корреспондент журнала «ВКС» поговорил с российским промышленным дизайнером Владимиром Пирожковым, директором инжинирингового центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Владимира Пирожкова по праву можно назвать главным российским космическим дизайнером. Он разрабатывал проекты автоматических спутников CubeSat и ПТК НП «Федерация». Ранее он был дизайнером автомобилей у ведущих мировых брендов, но всегда мечтал сделать нечто важное для всего человечества. Время, когда ведущие космические державы создают новые корабли, он воспринял как время новых возможностей, в том числе и для себя.

– Как судьба свела вас с космосом? «Тойота» – это очень крупная и достойная компания, но не космических масштабов.

– Я всегда мечтал о космосе. И понимал при этом, что грандиозные проекты бывают раз в 50–70 лет в двух странах: России и США. Сейчас мы свидетели больших технических достижений новых американских кораблей. И у России должен быть свой передовой корабль. Что касается моей предыдущей работы – автомобильных дизайнеров в мире не так много, меньше, чем покорителей космоса.

Читайте также - Ученые впервые обнаружили полярное сияние вокруг кометы

– На российском салоне «МАКС-2013» вы представили смелый, почти провокационный макет будущего космического корабля.

– Мы делали его его совместно с космонавтами Павлом Виноградовым, Юрием Усачевым и Марком Серовым. В 2012 году начали создавать интерьер габаритно-массового макета ПТК НП. Надо было отработать те решения, которые были в эскизном проекте, собрать все воедино. В 2015 году нам предложили сделать макет экстерьера корабля: полностью проработать, вплоть до того, как будут крепиться теплоизоляционные панели.

– В процессе создания макета сотрудничали с предприятиями? Интересовались космическими разработками?

– Мы много взаимодействовали с НПП «Звезда». Начали проектировать кресла, и нам предложили концепцию с облегченными материалами. Можно сказать, что мы быстро все сделали – много работы и мало времени. В итоге в интерьере оказалось 20 тысяч деталей. Был создан цифровой аватар корабля, и уже в 2013 году мы представили его на МАКСе.

В интерьере много уникального, в том числе есть полноценный туалет (АСУ – ассенизационно-санитарное устройство). Он вызвал неподдельное восхищение инженеров Lockheed Martin Corporation. Кроме того, их удивила зона возле туалета, где можно вытянуться во весь рост. Такая возможность очень важна для космонавта.

Когда работали над креслами, понимали: очень важно, чтобы они могли складываться и трансформироваться. Таким образом при их сложении образуется много свободного места, которое в пристыкованном к станции корабле выполняет функцию комнаты и одновременно дополнительного санитарного узла.

ПТК НП готовился под лунную миссию: помещались четыре космонавта и необходимый в такой экспедиции груз. Версия на шесть членов экипажа рассчитана под орбитальные миссии. В 2015 году мы подготовили проект экстерьера корабля и тогда же он был представлен на МАКСе Владимиру Путину. Далее работа над кораблем продолжалась на РКК «Энергия».

Наша компания разрабатывала автоматические спутники CubeSat и систему автоматического запуска для них. Раньше такой системы не было, спутники запускали вручную космонавты. А сейчас мы планируем заниматься дизайном скафандров параллельно с НПП «Звезда».

– Когда вы продумываете дизайн, представляете ли себя внутри того, что рисуете? Внутри космического корабля?

– Конечно! Я и скафандры примерял: «Сокол», «Орлан», сидел в креслах. Ведь для эргономики очень важно понять и ощутить все самому. Но я бы в космос не полетел, это не мое. Я восхищаюсь этими сильными людьми – космонавтами. Они очень помогали нам в работе над кораблем. Я имел доступ ко всем тренажерам, и они как эксперты рассказывали, что желательно доработать, изменить.

Я мечтал бы стать вторым космическим дизайнером после удивительной Галины Балашовой (космический архитектор, дизайнер, художник. Создатель интерьеров космических кораблей, орбитальных станций СССР и советской космической символики. – Прим. ред.). С гордостью и честью буду нести это знамя!

– А что будет дальше, как думаете?

– Если космический дизайн станет поддерживаться на государственном уровне, нам будет что показать. Уже есть новые, прорывные разработки, но пока это секрет. Планы масштабные.

Мне очень повезло оказаться «в правильном месте и в правильное время», а также, что важно, с правильным опытом и навыками. Новые корабли запускаются по сути второй раз за 70 лет. Предыдущее поколение космической техники разрабатывалось в начале 60-х годов прошлого столетия. И то, что у нас сейчас появилась новая «Ангара», ПТК НП, «Восточный», – это прорыв и одновременно только начало. Всем, кто только планирует связать свою жизнь с космонавтикой, надо понимать, что перспективы огромны, надо чувствовать дух времени, быть очень «заряженными» и готовыми качественно.

– А вы представляете, какой должна быть станция будущего?

– Главная задача в том, что она должна быть реально возводимой на тех технологиях, что есть уже сейчас. Но еще важнее иметь верное целеполагание на будущее. Считаю, в настоящее время очень важно вести популяризацию космоса среди школьников. Если бы я искал человека для продвижения идей освоения космоса, я бы ориентировался на подростков 13–14 лет. С ними порой непросто, но у них есть бесстрашие и творческое мышление новой формации.

Руководство страны принимает решение о дорогостоящих проектах, например таких как полет на Марс, лишь в том случае, если общество поддерживает эти траты, если налогоплательщик скажет: да, такой космос нам нужен. В данный момент у общества интересы другие. Соответственно если подрастающее поколение согласится вкладывать свои средства и энергию в изучение и покорение других планет, в развитие космонавтики, тогда и правительство, без сомнения, будет вкладываться в него. Но пока, на мой субъективный взгляд, нет четкой цели комплексного освоения космоса.

Много шума наделал Crew Dragon. По сути это аналог «Союза» с качественным дизайном интерьера, но прямая трансляция пуска была информационно мощной, глобальной и крайне эффектной. Запуск нашего корабля должен стать не менее, а то и более ярким.

Сейчас и в США, и у нас ведется активная работа: конкурирующие корабли задали свой темп в создании новых технологий и переговоры возобновляются с новой силой. «Догнать и перегнать» снова актуально.

Полный вариант интервью читайте в новом номере журнала «Воздушно-космическая сфера».

Справка «ВПК»

Владимир Вячеславович Пирожков – российский дизайнер.

Учился в Свердловском архитектурном институте по специальности «промышленный дизайн» (1985–1992). Во время учебы на четвертом курсе проходил стажировку в студии всемирно известного дизайнера Луиджи Колани, где участвовал в работах по заказам таких фирм, как Adidas, Ferrari, Yves Saint Laurent. Защитил диплом по теме «Дизайн автомобиля Ferrari Testa d’Oro». Далее продолжил обучение в Швейцарии в Art Center College of Design.

С 1994 года работал в компании Citron. С 2000-го – старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце.

С февраля 2005 года – почетный член Российской академии художеств.

С 2007 года работает в России, создал мультиотраслевой центр промышленного дизайна и инноваций «Кинетика» НИТУ МИСИС.

За 13 лет существования центром реализовано более 20 сложных инновационных проектов в различных отраслях народного хозяйства, среди которых разработка официальной раскраски и элементов фирменного стиля нового пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 компании «Гражданские самолеты Сухого», а также дизайн факелов эстафет олимпийского и параолимпийского огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Совместно с РКК «Энергия» построена концепт-модель ПТК НП «Федерация».

Беседовала Наталья Бурцева


Джерело інформації: Журнал "Все о космосе"

Подiлитись посиланням:  
 Tweet



Передрук матеріалів дозволяється тільки за наявності гіперпосилання на www.aviation.com.ua
Передрук, копіювання, відтворення або інше використання матеріалів, у яких міститься посилання на агентства УНІАН, Інтерфакс-Україна, суворо заборонено. Позиція адміністрації може не співпадати з думками авторів, які публікують статті.