Дата: 28-12-20 10:36

КОСМОС: Обнаружен очень занятный радиосигнал, исходящий от Проксимы Центавра

В фильме «Контакт» есть мощная сцена, где главная героиня Элли Эрроуэй сидит среди массива телескопов и слышит первый инопланетный сигнал — зловещий импульс — полученный человечеством. Она мчится обратно в центр управления, чтобы направить массив от цели, а затем обратно, чтобы проверить наличие сигнала. Контакт установлен. Вскоре после этого в сигнале было обнаружено сообщение, и мы подтвердили существование инопланетной жизни!

Элли Эрроуэй как персонаж была вдохновлена реальной личностью — одним из столпов сообщества SETI, доктором Джилл Тартер. В прошлом году мне посчастливилось взять интервью у доктора Тартера и спросить об этой сцене. Она засмеялась и сказала: «Это не про то, чтобы много сидеть с наушниками на голове. На самом деле всё не так просто». Когда дело доходит до анализа сигналов от звёзд на предмет наличия инопланетной жизни, отличить потенциальное послание инопланетян от шума нашей собственной планеты довольно сложно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Мы с радостью наблюдаем, как этот анализ совершается прямо сейчас, поскольку сигнал, который, похоже, исходит от нашей ближайшей соседней звезды, Проксимы Центавра, был недавно обнаружен в рамках проекта Breakthrough Listen Project.

Моделирование Проксимы b, известной планеты в обитаемой зоне красного карлика Проксимы Центавра

Возможный кандидат

Миссия Breakthrough Listen, основанная в 2015 году, заключается в наблюдении за миллионом ближайших звёзд и сотней ближайших к Земле галактик на предмет «техносигнатур» — признаков инопланетных технологий, таких как радиосигналы. Программа использует обсерваторию Паркса в Австралии в 380 км от Сиднея иобсерваторию Грин-Бэнк в Западной Вирджинии, США — как в северном, так и в южном полушариях, чтобы наблюдать за всем небом.

До сих пор все обнаружения Breakthrough можно было отнести к космическим явлениям или детектированием наших собственных технологий, таких как сигналы, отражающиеся от спутников. Но один сигнал кажется не может быть объяснён земными или естественными причинами (на данный момент) и считается потенциальным кандидатом на контакт с именем «Breakthrough Listen-1» или «BLC-1».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Сигнал был первоначально зарегистрирован в период с апреля по май 2019 года обсерваторией Паркса (по совпадению, в вымышленной вселенной Звёздного пути первый контакт с инопланетянами происходит 5 апреля). Эти данные были недавно пересмотрены студентом Шейном Смитом, который обнаружил отчетливую узкую частоту 982,002 МГц, исходящую от Проксимы Центавра, нашей ближайшей соседней звёздной системы, на расстоянии 4,2 световых года. Данные также показали, что, как и в случае с Элли Эрроуэй в «Контакте», когда обсерватория «кивнула» — отошла от цели, а затем назад — сигнал вернулся. Это сигнал от пришельцев?

Я обратился к Джейсону Райту, профессору астрономии и астрофизики Университета Пенсильвании, чтобы прокомментировать эту историю. Джейсон также является директором Центра внеземной разведки штата Пенсильвания (Penn State Extraterrestrial Intelligence Center).

«Это не природное явление — я не видел данных, но если они прошли тесты BL, значит, они слишком узкополосные, чтобы быть естественными. Это определенно вызвано технологиями». Однако Джейсон добавил: «Но почти наверняка они наши!»

Так что, скорее всего, это не пришельцы.

Даже Пит Уорден, исполнительный директор Breakthrough Initiatives, подтвердил, что этот сигнал, скорее всего, не даст положительного результата при дальнейшем рассмотрении. Но возможность пока не исключена. Под руководством аспирантки Калифорнийского университета в Беркли Софии Шейх исследования BLC-1 всё ещё продолжаются. Причина, по которой общественность узнала об этой истории до опубликования научных результатов, заключается в том, что история была передана в Guardian анонимным источником.

Три телескопа в обсерватории Паркса CSIRO. Основная тарелка имеет ширину 64 метра и является одной из самых больших подвижных радио-тарелок в мире (изображение: Red Empire Media/CSIRO)

Случай для контакта

Итак, если это вероятно не инопланетяне, то что интересного в этом сигнале, что он вызывает научное любопытство? Кажущийся источник сигнала — звездная система Проксима Центавра, имеет две экзопланеты: Проксима-b, открытая в 2016 году Гиллемом Англада-Эскуде и их исследовательской группой, и кандидат в планеты Проксима-c, обнаруженный в 2019 году. Проксима-b — это каменный мир, который вращается внутри обитаемой зоны вокруг своей звезды, что даёт возможность существования на нём жидкой воды. Вполне возможно, что планета может поддерживать жизнь, но на самом деле мы не знаем наверняка, исходит ли сигнал Проксимы Центавра от одной из этих двух планет.

Сигнал смещен по частоте, что даёт возможность предположить, что он движется относительно Земли — физически он не находится на Земле – но всё ещё может быть спутником на орбите. Хотя частота сигнала 982,002 МГц является необычной для наших радиоизлучающих технологий, а область неба, где расположена Проксима, не является объектом интенсивного спутникового трафика. Наконец, сигнал был очень узким по частоте, отчетливым всплеском на частоте 982,002 МГц, который, как указал Джейсон Райт, вероятно, имеет технологическое происхождение.

На этом изображении показана ближайшая к Солнцу звёздная система, яркая двойная звезда Альфа Центавра AB и ее далекая и слабая спутница Проксима Центавра. Изображение было создано из изображений, составляющих часть Оцифрованного обзора неба 2 (Digitized Sky Survey 2). Синий ореол вокруг Альфы Центавра AB – артефакт фотографического процесса, звезда на самом деле бледно-желтого цвета, как Солнце

Маленькие зелёные человечки?

А что насчёт аргументов против инопланетного происхождения? Проксима-b находится в обитаемой зоне своей звезды, а Проксима Центавра — это красный карлик, «вспыхивающая звезда». Красные карлики подвержены массивным выбросам плазмы и радиации. А так как звезда более холодная, то её обитаемая зона находится довольно близко к ней. Год Проксимы-b составляет всего 11 земных суток. При этом планета, вероятно, подвергается воздействию вспышек, которые способны воспрепятствовать образованию жизни или даже разрушитьатмосферу планеты. Фактически, Обсерватория Паркса даже не искала техносигнатур, когда был обнаружен BLC-1. Обсерватория изучала активность вспышек Проксимы.

Хотя частота сигнала смещена, указывая на то, что он движется относительно Земли, смещение происходит в неправильном направлении. Подобно звуку приближающейся машины, высота звука увеличивается, а не уменьшается, чего мы ожидаем от Проксимы. И хотя сигнал находится в очень узкой части спектра, может быть вероятность, что он каким-то образом создан естественными явлениями, о которых мы ещё не знаем. Прежде чем мы узнали, что такое пульсары — вращающиеся ядра мертвых звезд, — мы назвали одно из первых обнаруженных ими пульсирующих радиоизлучений LGM1 или «Маленькие зеленые человечки 1». Это название было шуточным даже в то время.

Художественная концепция супервспышки на карликовой звезде.

BLC-1 не передаёт данные или какое-то сообщение. Это не модулированный радиосигнал с голосом или информацией. В фильме «Контакт» сигнал от инопланетян содержал техническую документацию о том, как построить космический корабль. Наш же сигнал даже не говорит «Привет». Может, сам сигнал и есть сообщение? Но тут мы начинаем заходить на территорию психологии — пытаясь предугадать, какое сообщение отправят инопланетяне.

Как сказал Джейсон Райт: «Я даже не могу сказать вам, почему люди создали бы такой сигнал без модуляции. Но да, есть много идей о том, почему мы можем получить такой сигнал. Выбирать между ними до тех пор, пока мы не увидим настоящий сигнал, определенно является упражнением в умозрительной ксенопсихологии».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Наконец, все шансы просто против положительного результата. Наша галактика огромна. Млечный Путь имеет около 200 000 световых лет в поперечнике и заполнен как минимум 100 миллиардами звёзд. Шансы на то, что БЛИЖАЙШАЯ из всех этих звезд к нашей также содержит процветающую технологическую цивилизацию, просто… ну… астрономически малы.

Связь

Исследование сигнала продолжается. Джейсон Райт говорит, что следующие шаги будут включать «наблюдение (возможного) повторения сигнала. Затем команда может применить другие методы, такие как одновременное использование нескольких антенн или приёмников, чтобы исключить (радиочастотные помехи)». Он добавляет, что «это одна из причин, по которой некоторые астрономы так взбудоражены возможностью разместить телескоп на обратной стороне Луны, где почти нет радиочастотных помех», — шаг навстречу будущему SETI. Одна из инициатив Breakthrough, Starshot, пытается отправить зонд на саму Проксиму Центавра.

А пока мы вряд ли находимся на грани контакта. В любом случае вся эта история представляет собой увлекательное исследование того, как и почему работает наука. Ответ на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной, похож на «САМЫЙ» великий ответ — тот, который имеет глубокое значение для людей и для нашей цивилизации. Мы все ищем связи, принадлежности. Мы хотим соединиться с обществом, Вселенной вокруг нас. Как люди, мы хотим спросить, одиноки ли мы. Если масштабировать этот вопрос от отдельных людей до размеров цивилизации, вы получите SETI. Вот где так важно бесстрастие научного метода. Наше стремление к ответу, особенно в отношении чего-то столь принципиально человеческого, как принадлежность, должно сдерживаться процессом, необходимым для получения точного результата. Вот почему научное сообщество пытается опередить просочившуюся историю до тех пор, пока не будут опубликованы достоверные данные и анализ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ - ВСЕ НОВОСТИ ЗА ДЕНЬ

Когда я спросил доктора Джилл Тартер во время нашего интервью в прошлом году, почему она выполняет эту работу, она ответила: «Мы узнаем, что у нас будет долгое будущее». Для неё ответом была надежда на возможность нашего собственного выживания. Если две технологические цивилизации сосуществуют во времени и пространстве, это означает, что шансы выжить в нашем технологическом младенчестве довольно высоки — сосед говорит: «Эй. Земля. У тебя получится. Мы сделали это. Ты тоже можешь». Для Джейсона Райта это азарт открытия: «Люди хотят знать, что там происходит! Знание нашего места во Вселенной важно для многих людей, и они ожидают, что над этим будут работать астрономы. Я согласен с ними!»

Что касается меня, я с нетерпением жду опубликованных результатов. Я думаю, что даже без окончательного ответа мы все еще можем смотреть в ночное время и знать, что являемся частью большой Вселенной.

Источник: Universe Today

Источник информации: Журнал "Все о космосе"

Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено.
Позиция администрации может не совпадать с мнениями авторов, публикующих статьи.