Дата: 29-01-21 10:55

КОСМОС: Астрономы впервые наблюдали за формированием планет у звезд малой массы

Астрономы впервые детально изучили, как вокруг звезд малой массы, которые от 5 до 10 раз легче Солнца, образуются планеты. Статью с описанием их исследования опубликовал научный журнал Astronomy & Astrophysics.

О процессах, благодаря которым в газопылевом диске вокруг новорожденных звезд образуются планеты, современной науке известно очень мало. Дело в том, что подобные объекты, как правило, очень тусклы и даже с помощью очень мощных телескопов их можно заметить с большим трудом.

Первые сведения такого рода получили ученые во главе с Николасом Куртовичем из Астрономического института Общества им. Макса Планка (Германия). Они наблюдали за шестью протопланетными дисками, которые окружают новорожденные звезды очень малой массы, открытые недавно в созвездии Тельца.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Годовщина катастрофы шаттла Challenger

Все эти звезды сформировались в последние 2–3 млн лет. Поэтому вокруг них до сих пор существуют плоские диски из газа и пыли, внутри которых теоретически могут формироваться планеты. Астрономы попытались найти их с помощью микроволнового телескопа ALMA. Они наблюдали, как внутри дисков движутся частицы пыли и как различается их концентрация.

Оказалось, что в трех протопланетных дисках были характерные кольца и провалы с пониженной плотностью пыли и газа, которые обычно возникают на последних стадиях формирования планет. По расчетам ученых, некоторые из них сопоставимы по размерам с Сатурном или небольшими газовыми гигантами, которые астрономы открывали в окрестностях более крупных светил.

“Мы проверили все альтернативные объяснения наших наблюдений, в том числе испарение пыли под действием света этих звезд, однако существование планет остается самым правдоподобным из них”, – отметил Куртович.

Пока астрономы не могут точно сказать, как сформировались подобные структуры. Но даже сам факт их существования говорит, что этот процесс протекает очень быстро, на протяжении нескольких сотен тысяч лет, так как пыль в протопланетных дисках у небольших звезд быстро уничтожается излучением новорожденного светила.

Куртович и его коллеги надеются, что дальнейшие наблюдения за подобными объектами помогут астрономам понять, как часто планеты формируются у красных карликов – самых распространенных звезд Млечного Пути. Это нужно, чтобы оценить, с какой вероятностью на таких планетах может появиться внеземная жизнь.