Дата: 06-04-21 10:16

КОСМОС: Продолжается серия лётных испытаний опытных образцов Starship

 Возгорание на двигателе Raptor SN52
Возгорание на двигателе Raptor SN52

Продолжается серия лётных испытаний опытных образцов корабля из состава полностью многоразовой (в перспективе) ракетно-космической системы Starship.

Испытываемые в последние месяцы корабли серии SN8-SN1Х оснащаются обтекателем, аэродинамическими поверхностями и совершают суборбитальные полёты до высоты около 10 км для проверки основных элементов программы возвратного полёта. Ни один из летавших кораблей пока не смог уцелеть при посадке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конгресс США решил поинтересоваться у FAA о деятельности SpaceX

Возгорание двигателя
Возгорание двигателя

Все неуспехи этих полётов так или иначе связаны с двигателями Raptor, либо косвенно, либо прямо. В полёте Starship SN11 участвовали агрегаты RSN46 «Wen hop? Much wow», RSN47 и RSN52 «The Kraken». Полёт проходил не без проблем. По сообщениям Илона Маска, у одного из двигателей были неполадки при взлёте, также он не смог достичь заданного давления в камере сгорания при посадке. На кадрах видеотрансляции полёта SN11 при взлёте видны небольшие возгорания из-за утечек метана сразу на двух двигателях – на RSN52 и на одном из пары RSN46/RSN47, позиции которых не ясны.

Все неуспехи этих полётов так или иначе связаны с двигателями Raptor, либо косвенно, либо прямо. В полёте Starship SN11 участвовали агрегаты RSN46 «Wen hop? Much wow», RSN47 и RSN52 «The Kraken». Полёт проходил не без проблем. По сообщениям Илона Маска, у одного из двигателей были неполадки при взлёте, также он не смог достичь заданного давления в камере сгорания при посадке. На кадрах видеотрансляции полёта SN11 при взлёте видны небольшие возгорания из-за утечек метана сразу на двух двигателях – на RSN52 и на одном из пары RSN46/RSN47, позиции которых не ясны.

Все неуспехи этих полётов так или иначе связаны с двигателями Raptor, либо косвенно, либо прямо. В полёте Starship SN11 участвовали агрегаты RSN46 «Wen hop? Much wow», RSN47 и RSN52 «The Kraken». Полёт проходил не без проблем. По сообщениям Илона Маска, у одного из двигателей были неполадки при взлёте, также он не смог достичь заданного давления в камере сгорания при посадке. На кадрах видеотрансляции полёта SN11 при взлёте видны небольшие возгорания из-за утечек метана сразу на двух двигателях – на RSN52 и на одном из пары RSN46/RSN47, позиции которых не ясны.

Последнее, что можно разглядеть на видеотрансляции – хороший запуск одного из трёх двигателей, который не горел при взлёте, процесс запуска другого, и незапуск третьего, RSN52. Сложно сказать, запустились в итоге все двигатели или нет. Кодирование и передача видеосигнала обычно идёт с некоторой задержкой, но едва ли она превышает несколько десятых долей секунды. Значит, авария развивалась там очень быстро. Аварийные ситуации в ракетной технике обычно не любят затянутых по времени сюжетов…

Похоже, потеря SN11 прямо связана с двигателями Raptor. Это не удивительно. Программа отработки этих огромных и сложных агрегатов началась чуть более 2 лет назад, за это время выявить и устранить все недостатки исходной конструкции просто невозможно. Да, без сомнений все эти статические испытания перед запусками и динамические в полёте допускают выявлять и устранять ранее неизвестные недостатки. Но всё же времени прошло достаточно мало, по двигатестроительным меркам.

Скорее всего, проблемы с двигателями со времён начала работ с SN8 начинают повторяться. Компания обнаруживает эти недостатки и пробует различные варианты изменений, призванных улучшить надёжность работы агрегатов. Похоже, что не все варианты изменений оправдывают себя. Очевидны принципиальные проблемы на двигателях с электрической системой зажигания, которая не раз приводила к проблемам от переноса запуска, до потери опытного корабля. Также существует проблема с герметичностью уплотнений соединений на двигателе, которая уже не раз приводила к небольшим пожарам в полёте. Имеется серьёзная и неизвестная по природе проблема, вероятно с турбонасосными агрегатами, из-за которой двигатели снимали с кораблей после огневых испытаний и обратно уже не возвращали.

Здесь можно лишь добавить, что это всё не злоключения при работе со Starship, а нормальный рабочий процесс поиска и устранения недостатков конструкции двигателя. Займёт он ещё несколько лет. А пока все недостатки на двигателе не устранены, мы ещё не раз увидим замены агрегатов после огневых испытаний, отмены запусков в последнюю секунду, незапуски двигателей в полёте, и, конечно же, эффектные взрывы при посадке. Зная, что с доработкой двигателей мы ещё на полпути, нормальным делом будет снизить уровень ожиданий от программы Starship как по срокам, так и по результатам. SpaceX всё равно движется быстрее, чем кто-либо, они не дадут нам заскучать.

Перезапуск двигателей Raptor. Последний кадр со Starship SN11
Перезапуск двигателей Raptor. Последний кадр со Starship SN11

Автор: Елисей Маслов, двигателист.


Источник информации: Журнал "Все о космосе"

Поделиться ссылкой:  
 Tweet



Перепечатка материалов разрешается только при наличии гиперссылки на www.aviation.com.ua
Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено.
Позиция администрации может не совпадать с мнениями авторов, публикующих статьи.