Дата: 11-06-21 10:57

КОСМОС: Открыта новая планета с атмосферой, «готовой» для изучения

Международная группа ученых, включающая исследователей из Лаборатории реактивного движения НАСА и Университета штата Нью-Мексико, США, открыла новую экзопланету класса субнептунов с умеренными условиями, которая обращается с периодом в 24 суток вокруг близлежащего карлика спектрального класса М. Эти находки открывают новые возможности для астрономических наблюдений, поскольку планета имеет достаточно толстую атмосферу, обращается вокруг небольшой звезды и удаляется от Земли с большой скоростью.

Читайте также: Лунный кубсат прошел в космическом центре NASA имени Годдарда этап критического тестирования

Эта экзопланета под названием TOI-1231 b была обнаружена с использованием фотометрических данных, собранных при помощи спутника Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) НАСА, а дополнительные наблюдения были проведены при помощи инструмента Planet Finder Spectrograph (PFS), установленного на одном из Магеллановых телескопов обсерватории Лас-Кампанас, Чили. Для обнаружения планет спутник TESS использует транзитный метод, основанный на измерении периодического снижения светимости звезды при прохождении перед ней обращающейся планеты. Инструмент PFS позволяет обнаруживать экзопланеты по их гравитационному воздействию на родительскую звезду.

Карлики спектрального класса М, также известные как красные карлики, имеют размеры намного меньше, чем Солнце, и низкую светимость. Поскольку размер звезды меньше, то совершающая перед ней транзит планета кажется больше при наблюдениях с Земли и заслоняет более значительную часть звездного диска, обусловливая более глубокий спад яркости.

В своей работе группа астрономов, возглавляемая Дженнифер Берт (Jennifer Burt) из Лаборатории реактивного движения, смогла оценить массу и радиус планеты TOI-1231 b, что, в свою очередь, позволило рассчитать плотность. Планета оказалась близка по размерам и плотности к Нептуну, поэтому ученые предположили, что она имеет похожую толстую газовую атмосферу. Температура на поверхности планеты составляет около 330 Кельвинов, что близко к температуре на поверхности Земли. При этом планета TOI-1231 b располагается в 8 раз ближе к родительской звезде, чем Земля к Солнцу, однако из-за более низкой температуры поверхности и светимости родительской звезды этот фактор почти полностью нивелируется, пояснили авторы.

На сегодняшний день планета TOI-1231b является одной из самых холодных и небольших по размеру экзопланет, для которых доступны подробные прямые исследования атмосферы. Ранее считалось, что высоко в атмосферах таких «холодных» планет могут присутствовать облака, которые затрудняют определение состава атмосферных газов, однако новые наблюдения небольшой такой планеты под названием K2-18 b заставили ученых по-новому взглянуть на этот класс планет, а также показали интригующие следы воды в атмосфере.

Исследование опубликовано в журнале Astronomical Journal.