Дата: 23-07-21 11:09

КОСМОС: Открыт новый рентгеновский пульсар

Credit: Roskosmos

Используя телескопы ART-XC и eROSITA, установленные на борту спутника «Спектр-Рентген-Гамма», международная команда астрономов обнаружила новый пульсар. Этот вновь открытый объект, получивший обозначение SRGA J204318.2+443815, оказался долгопериодическим, тусклым рентгеновским пульсаром, расположенным в далекой двойной системе.

Рентгеновские пульсары представляют собой источники, демонстрирующие устойчивые периодические вариации интенсивности рентгеновского излучения. Эти объекты состоят из намагниченной нейтронной звезды, вокруг которой обращается нормальная звезда-компаньон. В таких двойных системах рентгеновское излучение возникает в результате высвобождения гравитационной потенциальной энергии при аккреции материала с массивной звезды-компаньона. Рентгеновские пульсары являются одними из самых ярких в рентгеновском диапазоне объектов на небе.

Читайте также:  Астрономы зарегистрировали долгопериодические тороидальные колебания Солнца

В новом исследовании команда под руководством Александра Лутовинова из Института космических исследований РАН сообщает об обнаружении еще одного рентгеновского пульсара. Используя телескоп ART-XC, ученые открыли относительно яркий рентгеновский объект в ноябре 2020 г., на расстоянии примерно 26 000 световых лет от Земли.

Последующие наблюдения выявили пульсации объекта SRGA J204318.2+443815 с периодом примерно в 742 секунды. Источник имеет болометрическую светимость на уровне 400 дециллионов эргов в секунду.

Согласно авторам, полученные данные указывают на то, что объект SRGA J204318.2+443815 представляет собой устойчивый рентгеновский пульсар низкой светимости, расположенный в далекой двойной системе. Компаньоном пульсара является звезда спектрального класса Be. Астрономы полагают, что источник SRGA J204318.2+443815 может оказаться новым членом подкласса устойчивых рентгеновских двойных систем низкой светимости, содержащих звезду класса Be (системы BeXRB), которые, предположительно, аккрецируют из «холодного» аккреционного диска.

Исследование появилось на сервере предварительных научных публикаций arxiv.org.

Источник информации: Журнал "Все о космосе"

Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено.
Позиция администрации может не совпадать с мнениями авторов, публикующих статьи.