Дата: 17-09-21 09:34

КОСМОС: Раскрыта тайна гамма-излучения, исходящего со стороны «пустых» участков неба

Credit: NASA/DOE/ Fermi LAT Collaboration

Галактики с активным звездообразованием отвечают за гамма-излучение, происхождение которого до настоящего времени не было точно установлено, сообщают ученые из Австралийского национального университета.

Главный автор исследования доктор Мэтт Рот (Matt Roth) из Школы астрономических и астрофизических исследований Австралийского национального университета сказал, что до настоящего момента у ученых не было однозначной уверенности в том, какой именно процесс отвечает за формирование гамма-излучения, исходящего со стороны «пустых» участков неба.

Читайте также: Марсоход Curiosity. Sol 3240: “Жду и наблюдаю”

«Во Вселенной присутствует два очевидных источника крупномасштабных потоков гамма-излучения – падение материала на сверхмассивные черные дыры, расположенные в центрах большинства галактик, или формирование новых звезд в дисках галактик».

«Мы смоделировали гамма-излучение, исходящее со стороны всех галактик Вселенной, затем сравнили наши результаты с прогнозами для других источников и нашли, что именно галактики с активным звездообразованием, а не активные ядра галактик, производят основную часть рассеянного гамма-излучения, наблюдаемого во Вселенной».

Данные, полученные при помощи космических обсерваторий Hubble («Хаббл», оптический диапазон) и Fermi («Ферми», гамма-диапазон), стали ключом к выяснению происхождения этих гамма-лучей. Исследователи проанализировали сведения по большому числу галактик, включая скорости формирования в них новых звезд, общие массы, физические размеры и расстояния от Земли.

«Наша модель также может быть использована для прогнозирования радиоизлучения – электромагнитных волн на частотах, соответствующих радиодиапазону – со стороны галактик с активным звездообразованием. Такие предсказания в рамках построенной модели могут помочь исследователям глубже понять подробности внутреннего устройства галактик», – сказал доктор Рот.

«В ближайшее время мы собираемся построить карты всего неба в гамма-диапазоне, которые могут быть использованы для координации наблюдений, проводимых при помощи гамма-обсерваторий нового поколения. Среди таких обсерваторий следует отметить детектор Cherenkov Telescope Array, в строительстве которого Австралия принимает активное участие».

Исследование опубликовано в журнале Nature.