Дата: 21-01-22 10:17

КОСМОС: Обнаружены признаки наличия подповерхностного океана на небольшом спутнике Сатурна

Credit: NASA / JPL-Caltech / Space Science Institute

Исследователь из Юго-Западного исследовательского института, США, решила доказать, что крохотный спутник Сатурна, самый близкий к планете, представляет собой неактивный ледяной шар, а вместо этого открыла убедительные свидетельства существование на Мимасе подповерхностного жидкого океана. В последние дни миссии Cassini («Кассини») НАСА этот космический аппарат идентифицировал любопытную либрацию, или осцилляцию, проявляющуюся при вращении спутника – что часто указывает на геологически активное тело, способное поддерживать существование подповерхностного океана.

Читайте также: Правительство Великобритании желает увидеть уже в этом году первый пуск с шотландского Корнуэлла

«Если на Мимасе имеется океан, то он относится к новому классу небольших, «замаскированных» планет с океанами жидкой воды, вид поверхности которых не выдает присутствия океана, – сказала доктор Алиса Роден (Alyssa Rhoden) из Юго-Западного исследовательского института, специалист по геофизике ледяных спутников планет.

«Поскольку поверхность Мимаса испещрена кратерами, мы думали, что он представляет собой замерзшую «ледышку», – сказала Роден. – Планеты с подповерхностными жидкими океанами, такие как Энцелад и Европа, обычно покрыты трещинами и демонстрируют другие признаки геологической активности. Как оказалось, Мимас «обманывает» нас, и наше новое понимание позволило значительно расширить определение потенциально обитаемой планеты в нашей Солнечной системе и за ее пределами».

Приливные процессы рассеивают энергию орбитального и собственного вращения небесного тела, превращая ее в тепло. Чтобы соответствовать структуре недр, выводимой из наблюдаемой либрации Мимаса, приливный нагрев должен иметь достаточно большую величину, чтобы предохранять океан от замерзания, но не должен при этом растопить толстую ледяную кору. Используя модели приливного нагрева, команда разработала численные методы, позволяющие предложить наиболее правдоподобное объяснение устойчивого состояния ледяной коры толщиной от 20 до 30 километров, окружающей жидкий океан.

«Большую часть времени при создании этих моделей нам приходилось «подстраивать» их под наблюдения, – сказала Роден. – А признаки наличия подповерхностного океана просто неожиданно возникли перед нами, когда мы рассмотрели наиболее реалистичные сценарии со стабильной ледяной корой и либрацией, близкой к наблюдаемой».

Работа опубликована в журнале Icarus.