Дата: 01-02-21 12:54

КОСМОС: Телескоп TESS нашел трижды двойную звездную систему

После некоторых астрономических новостей возникает ощущение, что ты живешь в очень скучной планетной системе, в то время как кто-то может любоваться татуинскими закатами с двумя солнцами (уже сейчас известно больше десятка таких экзопланет) или наблюдать в небе танец сразу нескольких звезд. На дняхтелескоп TESS обнаружил систему, в которой три пары звезд вращаются вокруг общего центра масс, образуя затменную трижды двойную (или все-таки шестерную?) звезду.

В 1900 световых лет от нас, в созвездии Эридана (северная часть видна в России справа от Ориона), расположена звездная система TYC 7037-89-1, первая в своем роде из обнаруженных. Она состоит из трех звездных пар. В каждой паре более тяжелая звезда чуть больше и ярче нашего Солнца и имеет немного более высокую температуру. Более легкая звезда размерами примерно с половину Солнца и светит в три раза слабее. Эти пары вращаются друг относительно друга с периодами от 1,3 до 8,2 суток. Две пары образуют два центра масс, которые вращаются друг вокруг друга с периодом немногим меньше 4 лет. И, наконец, вокруг этих двух пар обращается третья пара, делая оборот за две тысячи лет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Астрономы впервые наблюдали за формированием планет у звезд малой массы

Тот факт, что звезды образуют такие похожие пары и оказались связаны в сложную кратную систему, очень интересен астрофизикам. Наблюдение за системой продолжат, и может оказаться, что она даст интересную информацию по формированию двойных и кратных звездных систем. Если в системе будут обнаружены экзопланеты, то будет очень любопытно узнать, выровнены ли их орбиты также в одной плоскости.

Космический телескоп TESS был запущен 18 апреля 2018 года и стал первой, заказанной исключительно НАСА , миссией среднего риска, запущенной на ракете-носителе Falcon 9. Аппарат продолжает дело телескопа Kepler – поиск экзопланет транзитным методом. Его основным научным инструментом являются четыре одинаковые камеры с матрицами 16,8 мегапикселей. Орбита и положение в пространстве у TESS выбраны так, чтобы он сканировал 85% небесной сферы, при этом постоянно наблюдая приполярный участок неба, с которым должен будет работать телескоп James Webb. Несмотря на то, что камеры работают в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах, и фотографии, сделанные телескопом, можно посмотреть, использование транзитного метода, в котором измеряется изменение яркости звезды, когда ее закрывает экзопланета, означает, что ученые работают с вот такими графиками.

Четыре камеры передают в ЦУП огромное количество информации. Фотографии загружаются в суперкомпьютер, который строит кривые светимости для звезд до 15 величины. Затем кривые анализируются при помощи нейросетей (на иллюстрации цвет фона – степень активации нейросети). Затем ученые вместе с волонтерами вручную отфильтровывают многочисленные ложные положительные срабатывания, вызванные помехами от находящихся рядом затменных звезд. Кандидаты затем анализируются при помощи определения фотоцентра – если он не смещается, то это изменение светимости самой звезды, а не помехи от товарок. Вот пример анализа положения фотоцентра всех трех звездных пар из статьи об открытии TYC 7037-89-1. Крестики на фото – звезды сравнимой светимости, их количество позволяет оценить степень проблем от помех.

С момента получения первой фотографии 7 августа 2018, телескоп TESS уже неоднократно попадал в астрономические новости. Кроме десятков новых экзопланет телескоп, например, позволил обнаружить полосы на коричневом карлике Луман 16B, находящемся на расстоянии в 6,5 световых лет от Солнца. Оказалось, что в его атмосфере свирепствуют ветры, похожие на наблюдаемые наЮпитере или на гораздо более слабые земные струйные течения. TESS также нашел свою первую экзопланету, находящуюся в потенциально обитаемой зоне. И обращающиеся вокруг двойных звезд экзопланеты ему тоже уже попадались.

По материалам Филиппа Терехова