Дата: 12-01-22 09:30

КОСМОС: Черная дыра поглотила звезду десятилетия назад, но ее выдали радиоволны

Credit: DESY, Science Communication Lab

В центре каждой галактики, включая наш с вами Млечный путь, лежит массивная черная дыра, которая оказывает гравитационное влияние на все расположенные неподалеку звезды. Обычно звезды спокойно движутся по орбитам вокруг черной дыры, но если случайно одна из звезд подходит слишком близко, то черная дыра «съедает» ее, а астрофизики описывают этот процесс как «спагеттификацию».

Читайте также: «Хаббл» рассматривает космические «стандартные свечи» в галактическом дуэте

«Гравитация вокруг черной дыры разрывает «незадачливую» звезду на части, в результате чего та превращается в тонкие потоки, «спагетти», которые падают на черную дыру, – сказал главный автор нового исследования Викрам Рави (Vikram Ravi), ассистент-профессор астрономии Калифорнийского технологического института. – Это очень хаотичный процесс! Звезду нельзя «съесть» незаметно!»

После поглощения звезды ее остатки обращаются вокруг черной дыры и светятся так, что их можно обнаружить при помощи телескопов. В некоторых случаях остатки звезды выбрасываются наружу в форме мощных радиоджетов.

Рави и его команда в новой работе открыла одно из таких событий, так называемое «событие приливного разрыва», используя архив наблюдений, проведенных при помощи радиообсерваторий. Из примерно 100 событий приливного разрыва, обнаруженных на сегодняшний день, это событие стало лишь вторым по счету, зарегистрированным в радиодиапазоне.

Объединив собранные данные с данными, собранными другой командой, также независимо открывшей это событие приливного разрыва, команда Рави смогла выяснить, что это новое событие произошло, когда сверхмассивная черная дыра, лежащая в центре галактики, удаленной на расстояние около 500 миллионов световых лет от нас, поглотила звезду и испустила радиоджет, движущийся со скоростью света.

«Это первое открытие возможного события приливного разрыва в относительно близлежащей части Вселенной, и оно демонстрирует, что яркие в радиодиапазоне события приливного разрыва могут встречаться во Вселенной чаще, чем мы предполагали», – сказал Рави.

Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal.

Источник информации: Журнал "Все о космосе"

Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства УНИАН, Iнтерфакс-Україна, строго запрещено.
Позиция администрации может не совпадать с мнениями авторов, публикующих статьи.